00:0014 мая 200300:00
13просмотров
00:0014 мая 2003
В Петербурге прошла седьмая отраслевая специализированная выставка дорожной, строительной и коммунальной техники "СОЮЗАВТО-2003".
<BR><BR>В Петербурге прошла седьмая отраслевая специализированная выставка дорожной, строительной и коммунальной техники "СОЮЗАВТО-2003".<BR><BR>В результате, на поставки техники зарубежных производителей ожидается подписание договоров на общую сумму свыше 4 млн евро, причем, как предполагается, более 30% будет реализовано с помощью механизма финансового лизинга.<BR>В промышленно развитых странах 40% объема оборудования приобретается методом финансового лизинга. В России пока это 3-5%.<BR>Для России именно механизм финансового лизинга -- тот инструмент, который является наиболее выгодным с точки зрения налогообложения. Такие льготы, как ускоренная амортизация оборудования, отнесение всех лизинговых платежей на себестоимость продукции, делают лизинг привлекательным с точки зрения обновления основных фондов. Однако несмотря на очевидные преимущества лизинга, в этой сфере существует целый ряд проблем.<BR>"Объем продаж увеличивается, однако имеет место дороговизна финансовых ресурсов, которые несет лизинговый получатель для того, чтобы приобрести технику. Получатель идет к поставщику, который находит для него лизинговую компанию. Здесь происходит выстраивание финансовой схемы. Лизинговая компания, как правило, берет кредитную массу в банке. Кредиты же российских банков на сегодняшний момент еще достаточно дорогие. В итоге лизинговый получатель не может однозначно сказать, что приобретение техники по лизингу для него -- самое удобное и выгодное. Пока в России лизинг является довольно дорогим финансовым инструментом. Получать кредиты дешевле.<BR>Рост продаж через лизинговые компании связан с двумя основными причинами. Во-первых, это связано с тем, что лизинг дает "длинные" деньги, как правило, от года до трех лет. Во-вторых, у некоторых компаний, торгующих оборудованием, имеются большие наработки с лизинговыми компаниями, поэтому по многим сделкам они могут проводить неофициальные тендеры.<BR>Сейчас в Москве и Петербурге лизинговые услуги продвигаются достаточно активно. Но в регионах, где востребованность оборудования огромна, в отношении лизинга -- информационный вакуум. Показателен в этом плане Красноярск, где лизинг находится в зачаточном состоянии.<BR>Лизинг возможен и для государственных структур, которые имеют бюджетное финансирование. Для таких предприятий лизинг порой является единственной возможностью приобретения оборудования для выполнения работ. Можно привести в пример Колпинское ДРСУ, которому поставлена дорожная фреза Wirtgen на сумму 85 тысяч евро; Приозерское муниципальное предприятие "ГДЭУ", которому поставляется оборудование стоимостью в 61,6 тысячи евро; государственное садово-парковое предприятие №5, получившее по лизингу экскаватор Komatsu.<BR>Мы пытаемся реализовать программу по поставке оборудования для государственных предприятий. На сегодняшний день для работы по этому проекту определена лизинговая компания и банк. Пока эта программа не закончена, так как банку требуется точная сумма средств, которая будет ежемесячно выбираться по его кредитной линии по этому проекту.<BR>Пока мы не можем организовать поточную поставку техники, когда банк знает, сколько денег будет ежемесячно выбираться по его кредитной линии. Имеют место единичные продажи. Это связано с тем, что с государственными структурами работать сложнее: у них просто нет гарантий оплаты. Бюджет государственного предприятия формируется на год, тогда как по лизингу предприятиям хотелось бы покупать технику не на год, а хотя бы на два. Однако гарантий на то, что в следующем году будет выделен бюджет на покупку этого оборудования, у предприятия нет. И банки не идут на заключение сделки на 2 года.<BR>Проблема с финансированием федеральных строительных проектов -- еще один тормоз развития лизинга. Потребности приобретения техники подрядчиками велики. Но нестабильность финансирования проекта и нерегулярность прихода средств из бюджета для оплаты выполненной работы не позволяют покупателю планировать лизинговые платежи. Такова сейчас общая ситуация по всему дорожному строительству -- финансирование даже приоритетных объектов осуществляется плохо.<BR>Клиенты часто просят приобрести у нас технику в аренду. С каждым годом число этих обращений увеличивается. Потребность в аренде техники на сегодняшний день большая, поэтому мы всерьез занимаемся исследованием этой проблемы. В Петербурге сейчас имеет место так называемая скрытая аренда, необходимость в которой возникла из-за отсутствия в городе арендных предприятий. Строители просто берут в использование технику друг у друга. Это нельзя назвать арендой в прямом смысле этого слова. Без сопровождения предоставляемой техники соответствующими специалистами, умеющими на ней работать, сдавать оборудование довольно опасно: за считанные часы его могут просто сломать. Сейчас владельцы, предоставляющие технику в скрытую аренду, не застрахованы от того, что обратно они получат хлам. И таких примеров немало.<BR>Для осуществления механизма аренды техники нужны серьезные инвестиции. Во-первых, арендное предприятие должно приобретать высокотехнологичную технику. Во-вторых, необходимо иметь высококлассных специалистов, которые будут обучать пользователей этой техники. В-третьих, технику нужно обязательно страховать, и, кроме того, арендное предприятие должно иметь свой сервисный центр.<BR>