Тамада боится зимней стужи и майских праздников

"Для меня работа -- всегда праздник", -- автора подобного заявления можно заподозрить, мягко говоря, в неискренности. Если, конечно, эти слова не произнес профессиональный тамада.

<BR><BR>"Для меня работа -- всегда праздник", -- автора подобного заявления можно заподозрить, мягко говоря, в неискренности. Если, конечно, эти слова не произнес профессиональный тамада.<BR><BR>Тамада -- вполне приличное слово, однако, как ни странно, не каждый человек-праздник любит, когда его так называют.<BR>"Тамада в Грузии -- это человек из празднующего рода, поддерживающий беседу за столом. Он выбирается всеми родственниками по степени мудрости и посвященности в традиции родового клана. Этот немолодой человек становится по сути распорядителем застолья. Поэтому я не понимаю, почему ведущих на праздниках называют тамадами. Это просто неграмотно", -- считает Нина Леванькова, директор муниципального учреждения "Семейная гостиная "Домашний очаг", ведущий праздников с 20-летним стажем.<BR><BR><B>Плохие известия</B><BR>Май для свадебного тамады -- самый голодный месяц в году. Вообще этот рынок сильно подвержен сезонным перепадам спроса. Если летом тамада-профи проводит до 15 свадеб в месяц, то зимой их в 3 раза меньше.<BR>Вообще с годами жизнь тамады становится все труднее. Если в 1987 году в Петербурге был заключен 58.901 брак, то в 2001 году -- почти в 2 раза меньше -- 34.982.<BR>Конкуренция между участниками рынка, соответственно, все более возрастает. К тому же, профессионалам приходится конкурировать с большим количеством "чайников", которые постоянно сбивают цены. Профи подобное положение, естественно, активно не нравится.<BR>"Очень многие свадебные фирмы, чтобы заработать денег, берут мальчиков из КВНа, которые до сих пор пародируют Ельцина на свадьбе и рады работать целый вечер за 200 рублей. Но чтобы выглядеть на празднике соответствующе, приходится сталкиваться с дополнительными расходами. Нужно и себя держать в постоянной форме, и с заказчиками встречаться, и тщательно готовиться к празднику", -- перечисляет Нина Леванькова.<BR>"На одну свадьбу в качестве организатора неосторожно пригласили человека со странным чувством юмора. Ведущий вызвал молодоженов и их родителей. Маму жениха он попросил прикрепить два огромных надувных шара на грудь невесте -- прямо на свадебное платье. Папу невесты -- пристроить длинный тонкий шар на брюки жениху. После этого ведущий сказал паре поцеловаться, а сам этот момент прокомментировал: родители, мол, таким образом объяснили детям, что те должны делать в первую брачную ночь", -- негодует тамада Олег Бодров.<BR>В итоге бизнес работает с минимальной рентабельностью: свадебный конферанс "не без особых излишеств" обходится заказчику в Петербурге порядка 500 рублей в час.<BR>Дополнительные услуги увеличивают ценник. Корреспондент "ДП" встречал объявления тамады-баяниста, тамады-иллюзиониста, тамады-клоуна, тамады-двойника Чака Норриса и даже тамады-невропатолога (его услуги почему-то стоили дороже всего).<BR>В "хлебный сезон" крепкий профессионал может заработать до $1,5-2 тыс. в месяц. Впрочем, некоторые ведущие-звезды получают до $2 тыс. за один вечер.<BR><BR><B>Секреты</B><BR>Большинство устроителей свадеб -- бывшие или действующие актеры. Впрочем, бывают любопытные исключения: так, один петербургский тамада в свободное от работы время читает лекции по отнюдь не гуманитарному предмету.<BR>Помимо артистических навыков тамада-профессионал должен обладать быстрой реакцией. "Свадьбу могут испортить две вещи: внутрисемейные проблемы и чрезмерное употребление алкоголя, -- делится опытом Олег Бодров. -- Разлад среди родственников -- это для тамады настоящая торпеда под ватерлинию, причем с самой неожиданной стороны. С данным явлением очень тяжело бороться, потому что ты к этому не готов. На моей практике такое было пару раз. Очень тяжело, когда, например, встает мама невесты, поздравляет молодоженов, потом у нее что-то в голове переключается, и она говорит: зачем, мол, пригласили папу, с которым она в разводе уже 15 лет. Что он вообще дочку не воспитывал, очень плохой, и пошло-поехало".<BR>Анатолий Вербицкий ликвидирует ЧП двумя способами: "Первый, это когда с человеком совершенно бесполезно разговаривать. Тогда назначается команда срочной эвакуации. Другой вариант, когда человек находится еще во вменяемом состоянии, но его уже начинает заносить. Тогда я стараюсь создать ситуацию, в которой гость понял бы, что он просто смешон". Кроме того, настоящему профи необходим еще один навык -- умение бороться с искушениями и излишествами. "Я не могу назвать конкретную цифру, но людей, которые, извините за грубость, спились на этой работе, великое множество", -- вздыхает Нина Леванькова.<BR><BR><B>Тамада без свадьбы</B><BR>При слове "тамада" обычно вспоминают свадьбу. Однако на самом деле деятельность тамады бракозастольными торжествами вовсе не ограничивается. Кто-то под Новый год подрабатывает Дедом Морозом (стоимость заказа невелика, зато оборот!), кто-то вспоминает, как ему приходилось вести стол на поминках.<BR>Кроме того, совершенно особый сектор рынка -- корпоративные вечеринки, юбилеи, торжества и пр. "Я не люблю и не берусь за два вида мероприятий -- рейв-кислотные вечеринки и свадьбы. Просто для свадьбы лучше подходит "свой" с подвешенным языком, который знает особенности этой семьи, местные дружественные приколы. Тамада со стороны, с моей точки зрения, -- это всегда несколько натянуто. С фирмой можно познакомиться быстро, с семьей -- нет, для этого надо прожить с ней 2 месяца", -- объяснил актер и режиссер Молодежного театра на Фонтанке Михаил Черняк.<BR>Если для свадебного тамады зима -- не слишком востребованное время, то для корпоративного -- все наоборот: здесь очень значительный процент мероприятий сосредоточен вокруг Нового года. Кроме того, количество потребителей в этом секторе рынка несколько меньше, чем в свадебном, однако средняя стоимость проведения "фирменной" вечеринки в 2-5 раз выше. "Подводные камни" корпоративного тамады также имеют несколько иные размеры.<BR>"Однажды я делал огромный праздник -- 10-летие крупной нефтяной компании в Удмуртии. В одном флаконе я должен был объединить Священника, Ладу Дэнс, Правительство Удмуртии, минуту молчания и т.д. и т.п. Получилось.<BR>Вообще, многое трудно предусмотреть заранее. Я вел акцию "300 дней до 300-летия Петербурга". Все очень официально: губернатор, смокинг, все дела. 70% акции было построено на том, что на экран компьютера выводятся какие-то кадры, видеоролики... И тут, во время акции, дикий перепад напряжения -- и все компьютеры вырубаются. К счастью, я был в курсе того, что там должно происходить. Дальше был сольный вечер, моноспектакль... К середине акции компьютеры подключили, а мне потом даже премию выписали", -- улыбается Михаил Черняк.<BR>Успешно проведя презентацию или официальный прием, тамада фактически гарантирует себе новых клиентов -- из числа гостей.<BR>"Универсальных сценариев для корпоративных праздников нет, есть универсальные приемы. Например, хорошо, когда в шоу участвуют не только нанятые артисты, но и местная самодеятельность. Как правило, она пользуется большим успехом -- может быть, даже большим, чем Боярский или Кваша.<BR>Вот, недавно я делал мероприятие для Motorola. Программы никакой не было, я должен был сам весь вечер "вертеться на пупе" и попросил компанию подготовить какой-нибудь номер. Три мужика спели песню на мотив "Я душу дьяволу продам за ночь с тобой" -- "О, Motorola, там-тарам, тарам- там-там" -- слов я, конечно, уже не помню. Так их заставили спеть четыре раза!" -- смеется Михаил Черняк.<BR>