Благополучному продукту ищут прилавок и оправдание

В Петербурге входит в моду новое название для продуктов -- "экологически благополучные".

<BR><BR>В Петербурге входит в моду новое название для продуктов -- "экологически благополучные".<BR><BR>Их законодатель -- Автономная некоммерческая организация "Центр экологических проектов и сертификации "ЦЭПС". Учредителями АНО стали ГУ "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг", Северо-Западное экспертное общество и ЗАО "ХолоГрейт", изготовитель защитных знаков. С Купеческим клубом Петербурга организация заключила договор о совместной деятельности, с помощью связей клуба среди директоров и владельцев магазинов и универсамов будет продвигаться идея открытия отделов экологически благополучных продуктов (см. "ДП" №37/03, www.dp.ru).<BR>Проект включает в себя проведение добровольной экологической сертификации по системе сертификации качества ССК (№РОСС RU.0001.040008) товаров и услуг, маркировку продукции защищенным от подделки голографическим знаком.<BR>Экологически благополучные продукты предполагается продавать в так называемых "органических магазинах" и в крупных универсамах и супермаркетах.<BR><BR><B>Определимся с терминами</B><BR>"Если рассматривать определение "экологически благополучный продукт" с научной точки зрения, то следует учесть целый ряд критериев, -- считает Владимир Доценко, главный диетолог Петербурга, академик РАЕН. -- Необходимо, чтобы вся цепочка от выращивания до потребления продукта была экологически безопасной".<BR>Первый этап заключается в том, что растения должны выращиваться без применения большого количества минеральных удобрений, без использования химических средств защиты от вредителей и болезней. Животные должны получать в пищу чистый корм, исключающий искусственные добавки. Вторым этапом цепочки является транспортировка, которая опять же должна производиться в соответствии с экологическими требованиями. Третий этап -- хранение продуктов, при котором не должны ухудшаться их качества, т.е. должны быть обеспечены соответствующая влажность, температура и т.д. Ведь экологическая безопасность включает в себя химическую, бактериологическую, вирусную безопасность. Четвертый этап -- это переработка продукта. Здесь очень важно соблюсти технологию и не использовать различного рода химические добавки. И пятый этап -- грамотная реализация продукта с учетом того, что натуральный продукт имеет ограниченные сроки реализации.<BR>"Конечно, это абсолютные требования, -- резюмирует Владимир Доценко. -- И в России часть из них пока реально не осуществима. Кроме того, надо понимать, что на это требуются немалые затраты, которые существенно отразятся и на итоговой цене продукта".<BR><BR><B>Что русскому, а что немцу</B><BR>Если в Петербурге это пока только поветрие, то в Европе торговля экологически благополучными продуктами -- это уже сложившийся рынок. Он растет в среднем на 20% в год, и к 2005 году его объем составит $25 млрд. Аграрная политика Германии направлена на увеличение доли производства биологически чистых продуктов питания до 20% к 2010 году.<BR>За последние 2 года число так называемых экологически чистых крестьянских хозяйств выросло в ФРГ в 2 раза и составило 2,5%. В том числе и под влиянием кризиса, разразившегося с появлением случаев коровьего бешенства в Германии.<BR>Тогда в 1,5-2 раза увеличился объем продажи экологически чистых мясных продуктов.<BR>Особенно вырос спрос на такие продукты среди молодежи. В отличие от старшего поколения, которое практически не изменило своих привычек, молодые люди стали строго следить за качеством и происхождением продуктов питания.<BR>Прогнозировать же спрос на экологически благополучную продукцию в России пока никто не берется.<BR><BR>Владимир Доценко, главный диетолог Петербурга, академик РАЕН : ""Если рассматривать определение "экологически благополучный продукт" с научной точки зрения, то следует учесть целый ряд критериев. Необходимо, чтобы вся цепочка от выращивания до потребления продукта была экологически безопасной".<BR><BR><BR><B>Комментарии</B><BR>Торгующие организации Петербурга готовы попробовать включить такие товары в свой ассортимент, но предполагают, что спрос на них возникнет в случае, если "экологически благополучные" не будут слишком дорогими.<BR><BR>Анатолий Галидов, генеральный директор ЗАО "Елисеевский магазин":<BR>"Для того чтобы экологически безопасный продукт заинтересовал покупателя, должна быть широкая рекламная кампания, в ходе которой потребитель узнал бы о тех свойствах продукта, которые и повышают его стоимость. Такой товар будет реально продаваться только тогда, если покупатель будет уверен в том, что он платит деньги не за красивую обертку, а за реально высококачественный продукт. Сегодня продовольственный рынок Петербурга перенасыщен. На нем представлено очень много продуктов в каждом сегменте, причем многие из них очень высокого качества даже без специального указания на их экологическое благополучие. К тому же цена на экологически благополучные продукты предполагается более высокой. По моим расчетам, экологически благополучные продукты будут неплохо продаваться, если их цена не будет превышать цену на обычные продукты в конкретной товарной группе на 5-7%, максимум 10%. Если же это будет наценка в 20-30%, то продажи практически не пойдут.<BR>Люди, которые сегодня имеют возможность покупать более дорогие продукты, переходят на растительную пищу, т.е. покупают те продукты, которые не проходят заводскую обработку. Несколько месяцев назад американские фирмы предлагали нам мясо бычков, выращенных по специальной технологии, которая задает вкусовые качества мяса, однако стоимость такого мяса была на 50% выше, чем обычного. Это слишком дорого, поэтому мы отказались от его реализации.<BR>Мы продаем мясо кенгуру из Австралии, которая считается одной из самых экологически благоприятных стран в мире, однако несмотря на его доступную цену особой популярностью оно не пользуется. Мы обязательно попробуем взять на реализацию экологически благополучные продукты, однако я не уверен в том, что они будут пользоваться значительным спросом. Я думаю, что экологически благополучные продукты будут продаваться в очень ограниченном объеме и их доля на рынке по отдельным видам продовольственных товаров не превысит 2-3%".<BR><BR>Ирина Минаева, генеральный директор АО "Универсам "Северный":<BR>"Мы будем с удовольствием реализовывать такую продукцию и обеспечим ей соответствующую рекламу. Понятно, что экологически безопасные продукты будут стоить дороже обычных, но я не думаю, что финансовый фактор будет тормозить их продажи.<BR>Можно привести в пример продажи соков: цена на самые дешевые и дорогие различается в несколько раз, однако продажи дорогих соков идут хорошо. То же самое можно говорить и об охлажденных продуктах, которые стоят дороже замороженных, однако покупатель делает выбор в их пользу исходя из соображений заботы о собственном здоровье. На каждый товар находится свой покупатель, но мне пока трудно предсказать, как активно пойдут продажи экологически благополучных продуктов. Хотя мне кажется, что проблем с их реализацией не будет".<BR><BR>Сергей Лепкович, генеральный директор ООО "Агроторг ":<BR>"В настоящее время никаких специальных проектов по реализации экологически чистых продуктов "Пятерочка" не имеет.<BR>Рентабельность продукта зависит от многих составляющих, однако его экологическое благополучие будет несомненным плюсом для покупателей и вызовет соответствующий интерес. Насколько они будут дороже, мне сказать сложно -- все будет зависеть от политики ценообразования".<BR>