00:0005 марта 200300:00
35просмотров
00:0005 марта 2003
Вчера технические проблемы на крупнейшей российской бирже в течение нескольких часов не давали брокерам и клиентам торговать акциями и облигациями.
<BR><BR>Вчера технические проблемы на крупнейшей российской бирже в течение нескольких часов не давали брокерам и клиентам торговать акциями и облигациями.<BR><BR>Трудности с доступом к торгам у участников рынка возникают постоянно, но полная приостановка торгов на бирже редка. Вчерашние события имеют особое значение, так как Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) лидирует по объему сделок с акциями и облигациями. Среднедневной объем торгов в секции фондового рынка (СФР) ММВБ превышает 5 млрд рублей. За день совершается несколько десятков тысяч сделок.<BR>Торговая сессия в СФР начинается в 10.30, но вчера уже в 10.08 появилось сообщение о приостановлении торгов по технической причине на 30 минут. Затем открытие было перенесено на 10.45, но заключать сделки участники рынка смогли недолго.<BR>В 11.30 торги опять были приостановлены. Участники торгов получали многочисленные сообщения от биржи о необходимости изменить настройки удаленных рабочих мест, но не информацию о том, в чем заключается суть проблемы. С 13.40 до 15.20 торгов в СФР не было, после этого сделки заключались в нормальном режиме. Примерно часовой перерыв в торгах был и в секции государственных ценных бумаг на ММВБ.<BR><BR><B>Причины туманны</B><BR>"У нас есть информация о том, что проблемы ММВБ вызваны переустановкой сервера, осуществленной в понедельник вечером после окончания торгов", -- говорит генеральный директор ООО "ИА "Пролог" Станислав Федоров.<BR>По словам директора по инновационному развитию ЗАО "ИК Элтра" Михаила Казарина, "не смогли заключать сделки абсолютно все, поскольку сбой произошел не в системе шлюзового доступа, а, судя по всему, на одном из основных серверов, обслуживающих торги на ММВБ".<BR>На запрос "ДП" об официальных причинах приостановки торгов биржа не ответила. На сайте биржи также не появилось какой-либо разъясняющей информации.<BR>"Клиенты были дезориентированы и практически лишены возможности торговать. Нам приходилось общаться с недовольными клиентами, не имея НИКАКОЙ информации от ММВБ и СПВБ, как представителя", -- говорит генеральный директор ЗАО "Балтийское финансовое агентство" Александр Новиков.<BR>"На наш взгляд мы сталкиваемся с проблемой "закрытой" информации. Так как нам приходится комментировать ситуацию для наших клиентов, нам бы хотелось быть более осведомленными о сути проблемы (как быстро она разрешится, насколько это серьезно и т.д.)", -- отмечает руководитель отдела обслуживания клиентских операций ООО "Вэб-инвест.ру" Владимир Тарасенко.<BR><BR><B>Убытки реальны</B><BR>Проблемы биржи влияют на доходы всех участников торгов, лишенных возможность зарабатывать прибыль на сделках с ценными бумагами, так и на бизнес брокеров, недополучающих комиссионное вознаграждение.<BR>"Клиенты компании и она сама по дилерским операциям, разумеется, могут понести убытки как прямые, так и в виде упущенной выгоды в случае, если они планировали осуществить сделку. При этом, брокер не несет ответственности за технические сбои торговых систем: стандартные договора на брокерское обслуживание предусматривают освобождение брокера от возмещения убытков, связанных с приостановлением торгов", -- говорит исполнительный директор ЗАО "ИК "Энергокапитал" Артем Конин.<BR>"Непосредственный результат приостановки торгов -- снижение клиентской комиссии, косвенный -- недоверие клиентов к компании и надежности торговых систем, несмотря на все резонные заверения сотрудников, что это общая проблема, и мы никаким образом не можем повлиять на разрешение ситуации", -- говорит Михаил Казарин.<BR>"Моральное (и формальное) право требования компенсации убытков мы имеем только в том случае, если понесли таковые в результате реальной потери средств: из-за неправильной работы системы (например, неправильное удовлетворение заявок), наличия претензий клиентов или при других документально подтвержденных фактах", -- объясняет Станислав Федоров.<BR><BR><B>Проблемы возможны</B><BR>"Подобные масштабные проблемы на ММВБ -- редкость. На нашей памяти за последние 1,5 года такое случалось 2-3 раза. Другие площадки (в частности, РТС) характеризуются той же статистикой", -- говорит Артем Конин. По мнению Александра Новикова, такие сбои бывают раз в полгода -- год, и что прошлый крупный сбой был в начале ноября.<BR>"Проблемы с доступом к торгам возникали и на других биржах, в частности на классическом рынке РТС, FORTS, бирже "Санкт-Петербург". Просто ММВБ -- наиболее ликвидный объемный рынок, и сбои не остаются никем незамеченными", -- считает Михаил Казарин.<BR>На ФБ "Санкт-Петербург" сообщили, что "сбоев, повлекших к нарушению доступа к торгам по вине Биржи "Санкт-Петербург", в нашей торговой системе не происходило". Биржа предпринимает все возможные действия для профилактики сбоев и технических проблем. Например, все торговые серверы имеют "горячий резерв", все основное сетевое оборудование биржи и выделенные каналы связи зарезервированы, т.е. имеется запасной вариант коммуникации и т.д.<BR>По словам заместителя управляющего ЗАО "Санкт-Петербургская валютная биржа" (СПВБ) Владимира Микитюка, у биржи не было технических проблем, а для организации бесперебойного доступа к торгам СПВБ использует резервирование каналов связи, серверов доступа и систем электропитания.<BR>В "Энергокапитале" уверены, что ММВБ предпримет все усилия для совершенствования своего технического обеспечения, и надеются, что биржа не увеличит при этом на стоимость технического доступа для участников торгов. В "Прологе" говорят о сомнениях в обоснованности высокой комиссии биржи, если это не гарантирует высокую надежность.