Новым светофорам дадут зеленый свет

З АО "Светлана-Оптоэлектроника" к апрелю 2003 года за счет собственных средств запустит пилотный проект по установке светодиодных светофоров собственного производства.

<BR><BR>З АО "Светлана-Оптоэлектроника" к апрелю 2003 года за счет собственных средств запустит пилотный проект по установке светодиодных светофоров собственного производства.<BR><BR>Затраты оцениваются в $10-15 тысяч. За счет этих средств ныне не регулируемый перекресток на Ленин-ском проспекте, 168, будет оснащен соответствующим оборудованием.<BR>Другая часть светофоров от ЗАО "Светлана-Оптоэлектроника" и ЛОМО будет передана городу за деньги. Для этого в бюджете Петербурга 2003 года предусмотрено выделение 5 млн рублей. Однако администрация города пока не утвердила эту сумму. Если это произойдет, то будет объявлен тендер. Новое светодиодное светофорное оборудование будет установлено на 500 перекрестках, прежде всего в Центральном, Петроградском и Василеостровском районах. <BR><BR><B>Проблемная зона</B><BR>Эта работа укладывается в рамки "Концепции совершенствования и развития организации дорожного движения в Петербурге на период до 2010 года", согласно которой в городе должно быть не только заменено светофорное оборудование, но и внедрена автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД).<BR>По подсчетам экспертов Всемирного банка, чтобы только оборудовать город системой АСУДД, понадобится примерно $50-60 млн. Сейчас в городе 12.620 светофоров, в том числе 10.535 транспортных и 1115 -- пешеходных. Самые старые светофоры работают уже порядка 30 лет. Гарантийный срок -- максимум 10 лет, но они служат уже втрое дольше. На сегодня выработало свой ресурс (и, соответственно, требует замены и капитального ремонта) около 70% светофорного оборудования. Ежедневно в Петербурге выходят из строя семь-восемь таких объектов.<BR><BR><B>Хвалебная ода</B><BR>В пользу светодиодного светофора говорит то, что затраты на его установку окупаются за 2 года. Также этот агрегат имеет низковольтное питание, что принципиально меняет подход к системе управления, потому что контроллер управляет светофором уже не через 220 Вт, а через 36 Вт.<BR>"Таким образом, -- говорит Григорий Иткинсон, генеральный директор ЗАО "Светлана-Оптоэлектроника", -- для его установки не надо копать канавы, вскрывать асфальт и парализовывать дорожное движение из-за масштабных земляных работ". (Обычно для прокладки кабеля низкочастотного светофора необходима небольшая канавка шириной 20 мм и глубиной 20 см). Преимуществами нового светофора также называются экономия электроэнергии примерно в 5 раз, низкая стоимость эксплуатационных расходов. И главное -- повышение безопасности дорожного движения. Скорость переключения такого светофора обеспечивает автомобилю дополнительно 6 м тормозного пути на скорости 90 км/ч.<BR><BR><B>Слишком дорого</B><BR>Многие города Европы, например Цюрих и Стокгольм, полностью перешли на светодиодные светофоры. В Таллине их больше 1/3. В Москве ими оснащен практически весь центр. Несмотря на все свои достоинства, светодиодный светофор в Петербурге популярностью у городских властей не пользуется. Поскольку он дороже лампового примерно в 5 раз ($500-550 против $100-150). Также затраты на переоснащение такими светофорами перекрестков возрастают на 15-20%. Пока бюджету города такие траты не по карману. Чтобы как-то сэкономить средства, ряд городских служб, таких, как ГИБДД, Дирекция по организации дорожного движения и ГОС СМЭП, предложили совмещать светофорные посты с рекламными щитами ООО "Рекламно-производственное предприятие "Нева-Спорт".<BR><BR>ОАО "ЛОМО" готово в 2003 году изготовить 1000 светодиодных светофоров. ЛОМО разработало программу переоснащения светофорных постов города светодиодными светофорами. Реализация проекта оценивается в $10 млн. Предполагаемый срок окупаемости проекта -- 3,5 года. При замене всех 12 тыс. городских светофоров на новые экономия на обслуживании и эксплуатации, а также электропотреблении составит порядка $2,4 млн в год. При среднем сроке беспрерывной работы более 10 лет общая экономия в течение 7 лет после срока окупаемости составит порядка $16 млн.<BR><BR>u В Петербурге первые светодиодные светофоры были установлены 4 года назад на пересечении Московского и Малодетскосельского проспектов, а также рядом со зданием ЗАО "Светлана-Оптоэлектроника" на Светлановском проспекте.<BR>яu Самый первый проект по светофорам компания осуществила совместно с ОАО "ЛОМО" в 2001 году. Был сделан светодиодный модуль, а ЛОМО собирало саму конструкцию светофора.<BR><BR><B>КОММЕНТАРИИ</B><BR>Григорий Иткинсон,<BR>генеральный директор ЗАО "Светлана-Оптоэлектроника":<BR>"В Москве без всякой программы ставить светодиодные светофоры начали 8 лет назад. Там просто поняли, что это выгодно. Понимают это и в Муроме, куда мы активно поставляем свою продукцию и где сейчас современных светофоров больше, чем в Петербурге.<BR>Здесь уместно вспомнить американцев 30-х годов, которые говорили о том, что их страна не настолько богата, чтобы строить плохие дороги. Мне кажется, что сейчас нам не хватает именно такого подхода, в том числе и по отношению к проблеме совершенствования системы безопасности дорожного движения.<BR>Сегодня мы говорим о совершенствовании автоматизированной системы управления дорожным движением. При наличии такого большого числа ламповых светофоров это будет сделать затруднительно. Поэтому при нынешнем положении дел внедрять новую систему нет смысла.<BR>При внедрении новых светофоров существуют и определенные трудности. Дирекция по организации дорожного движения платит ОАО "Ленэнерго" за установленную мощность. Поэтому даже если город в течение года поменяет все светофоры на светодиодные, то он с точки зрения электроэнергии ничего не выиграет.<BR>Пока дифференциации на ламповые и светодиодные светофоры нет. Сейчас мы предлагаем решать эту проблему таким образом: в контроллер установить счетчик, который позволит вести учет израсходованной электроэнергии".<BR><BR><B>КОММЕНТАРИИ</B><BR><BR>Георгий Волочков, директор ГУП "ГОССМЭП МВД РФ по СПб и Ленобласти":<BR>"По нашим нормативам светофор может не работать не более 3 дней. Если светофор не подключили в течение этого промежутка времени, то, возможно, его отключение связано с долгами предприятия, от которого оно питается. Тогда приходится более детально разбираться: или устанавливать новую точку питания, или ждать, пока ОАО "Ленэнерго" не подключит предприятие.<BR>Светодиодные (полупроводниковые) светофоры устанавливаются в Петербурге в опытном порядке, хотя по техническим характеристикам значительно превосходят ламповые. Их обслуживание заключается лишь в убирании пыли со светоносителей.<BR>Массовую установку светодиодных светофоров в Петербурге тормозит пока только их стоимость, хотя очевидно, что в будущем они себя окупят. Пока у нас экономика сиюминутная -- вместо того, чтобы купить качественное оборудование, мы ремонтируем то, что постоянно ломается".<BR>Татьяна Гай, генеральный директор российско-британской СК "ГАЙДЕ":<BR>"Я думаю, что такая реклама будет отвлекать водителей, так как город и так информационно перегружен. Светофоры, конечно, нужны, но не за счет увеличения рекламы. Пусть лучше в городе посадят больше цветов".<BR><BR>Сергей Саблин, директор ГУ "Дирекция по организации дорожного движения":<BR>"В Петербурге внедряется программа строительства АСУДД в соответствии с концепцией и адресной программой, утвержденной правительством города. В 2002 году было выполнено проектирование 49 светофорных постов, большая часть которых согласно проектной документации оснащена светодиодными светофорами. Основные магистрали будут оборудованы светодиодными светофорами к 2005 году при условии выделения средств в объеме, указанном в "Концепции совершенствования управления дорожным движением в Петербурге". Отказываться от использования ламповых светофоров город не будет, так как это невозможно и нецелесообразно. Применение светодиодных светофоров оправдано на дорогах со сложными условиями движения.<BR>В будущем планируется оснастить все перекрестки приборами учета электроэнергии, поэтому величина оплаты будет определяться по показаниям приборов учета".<BR><BR>Дмитрий Трошин, директор по развитию ООО "Рекламно-производственное предприятие "Нева-Спорт":<BR>"Мы полностью согласны с мнением главного художника города Ивана Уралова о том, что Петербург, как город-памятник, охраняемый ЮНЕСКО, не должен "наводняться и перегружаться" столбами и опорами множества городских служб и коммерческих организаций.<BR>Исторически сложилось так, что в Петербурге самое дорогостоящее -- это земля, как, впрочем, и в любом современном мегаполисе. Именно поэтому совершенно оправдано (и просто необходимо) использовать дополнительные возможности месторасположения крупногабаритных опор со знаками дорожного движения, которые установлены на оживленных городских перекрестках".<BR><BR>Ольга Богачева, директор по связям с общественностью ОАО "ЭКО Феникс Холдинг":<BR>"Чем меньше вертикальных конструкций будет в городе, тем лучше.<BR>У нас уличная сеть явно перегружена. В мировых столицах такого нет. Поэтому светофор, совмещенный с рекламой на одной опоре, должен только улучшить визуальный облик улиц. В свое время в городе была беда с дорожными знаками. Тогда эту проблему решили, когда на них стали размещать рекламу, и, по-моему, от этого все только выиграли.<BR>Я считаю, что если реклама будет соседствовать со светофорами так же, как и с дорожными знаками, то это будет один из самых интеллигентных способов ее размещения. Кроме того, можно надеяться, что светофоры станут лучше мыть".<BR>Директор одной из авто-школ, пожелавший не называть свое имя:<BR>"Мне кажется, что это нововведение не должно ухудшать дорожную ситуацию. Если в городе будет больше светофоров и они будут лучше обслуживаться, то от этого выиграют все. Я думаю, что это один из разумных путей решения проблемы с обилием вертикальных опор на магистралях Петербурга".<BR><BR>Евгений Завьялов, водитель с 30-летним стажем:<BR>"На светодиодном светофоре водителям будет гораздо проще распознавать цвета светофора. А на существующих светофорах в солнечный день цвет различить практически невозможно: непонятно, какой горит -- то ли зеленый, то ли красный. Реклама же в зоне установки светофора отвлекать водителя не будет, так как в первую очередь в глаза водителю будет бросаться сигнал светофора, и только потом -- реклама.<BR>Если свет на светофоре красный, водитель прочтет рекламу, при зеленом -- проедет не глядя".