"Противостояние III" десантировалось на Кипр

Небольшая петербургская компания FireGlow Games, производитель компьютерной игры "Противостояние" (в международной версии -- Sudden Strike), в полном составе переехала на средиземноморский остров Кипр. Такая ситуация уникальна для российского рынка. Ранее

Небольшая петербургская компания FireGlow Games, производитель компьютерной игры "Противостояние" (в международной версии -- Sudden Strike), в полном составе переехала на средиземноморский остров Кипр. Такая ситуация уникальна для российского рынка. Ранее российские программисты перемещались по миру в индивидуальном порядке.
Топ-менеджмент FireGlow Games пока не раскрывает причины, подвигшие их на смену адреса, ссылаясь на сильную занятость при обустройстве на новом месте. За рубеж перебралось 20 специалистов компании с семьями. В прошлом, 2002 году в России было реализовано примерно 300.000 дисков с игрой "Противостояние" на общую сумму около $1 млн. На Кипре владельцы FireGlow сняли для сотрудников "облегченные кондоминиумы" (небольшие 2-3 комнатные квартиры в домах коттеджного типа), которые находятся недалеко от офиса. Весь состав фирмы получил вид на жительство на Кипре и соответствующие документы, дающие право на работу. В настоящий момент офис компании обустраивается, ожидается, что все организационные моменты будут решены в течение 2 ближайших недель. На острове существуют три частные русские школы с небольшими классами по 5-6 человек, русский канал ТВ, газета. Цены на продукты питания в супермаркетах аналогичны российским. Зарплата у сотрудников FireGlow после переезда на новое место увеличена примерно в 2 раза. По неподтвержденным пока данным, небольшая часть специалистов компании осталась в Петербурге, где будут набираться новые сотрудники для дальнейшей работы и в России.
Мнение специалистов Заместитель начальника налогового отдела АКГ "Прайм Эдвайс" (петербургской консалтинговой фирмы, специализирующейся в том числе и на консультациях по ведению бизнеса на Кипре) Светлана Демьянова никогда не слышала о том, чтобы на Кипр переезжали целой фирмой. "В основном едут отдельные граждане, стремящиеся стать резидентами и получить статус, купить недвижимость", -- рассказывает она. Как считает Светлана Демьянова, поводами для переезда на Кипр средней российской фирмы, производящей интеллектуальный продукт, могут быть несколько факторов. В первую очередь, законодательство по защите авторского права на Кипре создает гораздо более благоприятные условия для деятельности такой компании, кроме того, налогообложение на Кипре, несмотря на недавние изменения, по-прежнему остается более льготным, чем в других европейских странах и в России. Помимо экономических выгод резидентство на Кипре может положительно отразиться на статусе фирмы: в ближайшее время Кипр вступит в Евросоюз, что автоматически поднимет международный статус кипрских компаний и снизит риски для их иностранных контрагентов, в частности страновой кредитный риск. Статус позволит повысить и цены на услуги, а это, в свою очередь, принесет дополнительную прибыль. Для частных лиц вступление Кипра в Евросоюз позволит не только свободно перемещаться по европейскому континенту, но и создаст в целом более благоприятный визовый режим. "Также, возможно, сотрудники и владельцы фирмы хотят расширить бизнес или купить на Кипре недвижимость, -- говорит Светлана Демьянова. -- Став резидентами Кипра, им будет гораздо проще это сделать. В среднем квартиры на острове стоят $200-400 тыс". "Такую операцию можно провести только с малочисленной по составу фирмой, -- считает Павел Васильев, президент группы компаний "АстроСофт". -- Причин для такого маневра может быть несколько. Во-первых, льготная система налогообложения на Кипре, которая резко повышает рентабельность бизнеса, а во-вторых, желание "привязать" (стабилизировать) своих сотрудников. Я знаю команды программистов, которые работают по аналогичной схеме в Чехии и Норвегии. Причины для этого переезда, скорее всего, субъективные, чем объективные. Здесь надо различать ситуацию и тенденцию". "Когда речь идет об оффшорном программировании, то заработная плата программистов попадает в переменную составляющую расходов компании, -- рассуждает Андрей Федоров, генеральный директор ЗАО "Диджитал Дизайн". -- Если же компания делает продукт на заказ, как в случае с производством компьютерных игр, то зарплата является постоянной составляющей. Если продажи продукта высоки, то уровень зарплаты можно поднять, можно изменить и качественный уровень компании. Я сомневаюсь, что владельцы поменяли прописку из-за величины российских налогов. Они не на много выше, чем в Европе".
Большой германский друг Компания FireGlow является только разработчиком Sudden Strike. Эксклюзивные права на эту игру были проданы крупнейшей германской издательской компании CDV (одному из ведущих игроков Европы), которая специализируется на продвижении развлекательных, информационных и обучающих компьютерных программ. По словам Александра Дмитревского, заместителя генерального директора московской фирмы Nival Interactive (компания, так же как FireGlow, является партнером CDV), отношения между создателем компьютерных игр и издателем строятся следующим образом. "Издатель берет на себя две основные функции -- финансирование разработки, а также дистрибуцию и маркетинг, -- рассказывает Александр Дмитриевский. -- Вторую функцию издатель выполняет всегда, а финансовые условия зависят в основном от того, на каком этапе разработки издатель предоставляет финансирование. Чем ближе к концу разработки проекта это происходит, тем более выгодные условия может получить разработчик за счет снижения риска издателя".
Игрушечный бизнес Компания CDV Software Entertainment AG работает на рынке с 1989 года, специализируясь на дистрибуции, издании и производстве компьютерных игр. Компания расположена в Карлсруэ, Германия. Также имеются издательское подразделение в Лондоне и дочерняя компания в Лос-Анджелесе. Владельцами контрольного пакета являются Вольфганг Гэблер и Кристина Опперманн, основатели CDV. Персонал компании насчитывает около 150 человек. За 9 месяцев 2002 года общий объем продаж CDV составил 20,3 млн евро, что на 7% выше уровня прошлого года. Продажи в Германии приносят компании около 45% доходов. Осенью компаниия была вынуждена сообщить о невозможности достигнуть ранее объявленной цели по увеличению продаж за год до 36 млн евро из-за отложенного выпуска на рынок нескольких компьютерных игр. Консолидированная чистая прибыль компании за 9 месяцев упала почти в 7 раз, до 230 тысяч евро. Акции компании, торгующиеся на германском фондовом рынке, не избежали общей для высокотехнологичных компаний негативной тенденции. За год котировки упали с 23 до менее чем 6 евро. Рыночная стоимость CDV в настоящее время составляет около 9,5 млн евро. В течение последних 2 лет CDV является крупнейшим издателем игр верхнего ценового диапазона в Германии для персональных компьютеров в Германии. Стратегия компании заключается в издании программных продуктов, разработанных другими компаниями, так как собственное производство требует высоких инвестиций. Хотя бизнес компании включает работу с обучающими и информационными программными продуктами (переводчики, энциклопедии и т.д.), наибольший успех CDV принесли компьютерные игры. Начав с издания таких популярных игр, как Doom и Duke Nukem, CDV в последнее время сосредоточилась на продаже продуктов, разработанных российскими компаниями. Только первые версии Sudden Strike и Cossacs ("Казаки" в русском варианте) продавались тиражами в сотни тысяч копий. В результате в декабре 2001 года CDV заключила контракт на производство и издание Sudden Strike-2 c Fireglow на сумму $2 млн. В марте прошлого года компания заключила контракт на производство двух игр (American Conquest и Сossacks II) и трех дополнений к играм с украинской компанией GSC Game World Ltd. Общая стоимость этого контракта составляет $2,3 млн. В германской компании ситуацию с Fireglow оценивают спокойно. По словам Йоханнеса Фридриха, директора по лицензированию CDV, бизнес с российской компанией идет как обычно, с разными колебаниями, как и было в последние 4 года. "Все наши контракты с Fireglow (по Sudden Strike I/II и дополнению к Sudden Strike I) являются действующими и по-прежнему работают отлично", -- говорит Йоханнес Фридрих. Отвечая на вопрос о возможных причинах переезда российских разработчиков, он указал, что сотрудничество CDV и Fireglow по большей части базировалось на переговорах по электронной почте и телефону, поэтому изменение места работы программистов не имеет никакого влияния на бизнес двух компаний. Йоханнес Фридрих также отметил, что помимо всего Fireglow была изначально юридически зарегистрирована на Кипре.
"Противостояние" на родине Эксклюзивными правами на распространение игр Sudden Strike и Sudden Strike II ( в России издается под названием "Противостояние III" и "Противостояние IV") на территории бывшего Советского Союза обладает московское ООО "Руссобит Паблишинг" (торговая марка "Руссобит-М"). "Мы купили это право у компании CDV, -- говорит Вячеслав Плотников, вице-президент по развитию бизнеса компании "Руссобит-М". -- По продажам в России эта игра входит в десятку лидеров. В прошлом году мы реализовали более 300 тыс. CD с этими играми". С учетом розничной цены общий объем продаж этих игр в РФ составил около $1 млн. Эта цифра -- продажи только легальных CD без учета пиратского рынка. Вячеслав Плотников затруднился назвать возможные причины, подвигшие FireGlow на смену прописки. "По моему убеждению, заниматься разработками компьютерных игр в России выгоднее, -- считает он. -- Не исключаю, что компания переехала лишь по причине желания улучшить качество жизни сотрудников".
Потенциал рынка По оценкам специалистов Nival Interactive, в прошлом, 2002 году оборот российского розничного рынка компьютерных игр составил около $45-50 млн, что почти вдвое больше оборота 2001 года. "По нашим прогнозам, объем рынка тиражируемого развлекательного ПО вырастет в 2003 году на 50%, -- говорит Александр Дмитриевский. -- А объем рынка разработки увеличится на 75%. Количество участников рынка разработки выросло за 2002 год почти в 3 раза. В этом году состоится первая в истории России Международная конференция разработчиков компьютерных игр (КРИ). Ее задачи -- укрепление имиджа и популяризация российской индустрии компьютерных игр, укрепление бизнес-связей между участниками рынка, обмен новыми технологиями и опытом, налаживание контактов между российскими и западными разработчиками".