Петербуржцы в Москве разрушают мифы

Малому и среднему бизнесу Петербурга пробиться на московский рынок очень сложно, но можно.

<BR><BR>Малому и среднему бизнесу Петербурга пробиться на московский рынок очень сложно, но можно.<BR>Как и подобает столице, она привыкла только брать, только много и исключительно на своих условиях. Они особенно жестко соблюдаются до сих пор там, где предприниматели в качестве рычага используют административный ресурс.<BR>С недавних пор, когда уровень принятия решений во властных структурах стал опускаться с федерального на муниципальный, особо энергичным региональным компаниям начинает везти. Скольким при этом приходится возвращаться не солоно хлебавши -- об этом статистика умалчивает. Впрочем, как и о том, кто из них свои деловые связи с "малой родиной" обрывает окончательно.<BR>Таким образом, словосочетание "московские петербуржцы", обозначавшее до последнего времени "варягов" и выскочек, погнавшихся за длинным рублем или за властью, смыслово себя уже перестает оправдывать.<BR>В столицу едут, чтобы найти рынки сбыта своих товаров и услуг, используя эффективные методы вхождения в рынок.<BR><BR>Инесса Гаплевская,<BR>генеральный директор НОУ ДО "Интеллект-тур":<BR>"Идея создания московского офиса пришла в голову 4 года назад. Но будучи петербуржцами, а значит, людьми северными и консервативными, вынашивали мы ее долго. Начало работе представительства положило удачное "приобретение" москвича в качестве исполнительного директора. Непосредственная подготовка уложилась в 16 дней. За это время мы нашли офис рядом со станцией метро "Маяковская", как и в Петербурге. За это же время был найден персонал.<BR>Москва для петербуржцев -- город сложный. Здесь принципиально иные ощущения. Будучи туристом, я этого не замечала. Такое чувство, что оказался на другой планете. Москва увлекает своим динамизмом и жаждой жить. Она требует быстрого и правильного принятия решений.<BR>Вообще, петербуржцы, открывающие офисы в Москве, обладают незаурядной энергией и стремлением двигаться вперед. Есть один страстный лейтмотив -- завоевать, покорить этот город! Перед нами стояла задача перенести в Москву весь положительный опыт работы в Петербурге. А лучшее, что есть в Петербурге, -- это отношение к людям, желание их услышать, желание помочь решить их задачу.<BR>Комфортно в Москве я себя почувствовала, когда поняла, что сумела сломить настороженность "местного" персонала, поверившего в то, что возможна форма демократического управления офисом, где каждому позволяется высказывать свое мнение и реализовывать свои идеи.<BR>Половина успеха -- это когда люди тебе доверяют".<BR><BR>Виталий Антощенко,<BR>президент ЗАО "Объединенная консалтинговая группа":<BR>"Так уж получается, что развиваться у нас можно только "в сторону" Москвы. Чтобы комфортно себя чувствовать в регионах, необходимо присутствовать в центре. Те, кто базируется в Москве, получают преимущества по доступу к информации, ресурсам, центрам принятия решений. Кроме того, здесь можно пройти хорошую школу. Совершенствоваться можно где угодно, хоть сидя в пещере на острове. Но, когда тебе становятся понятны пределы роста, лучше сменить обстановку. Московский рынок хорош тем, что он действительно безразмерный. Это рынок всей страны, и он более открытый, развитый, информационно насыщенный.<BR>Слова об "интеллигентности" петербургского бизнеса оказались не более чем мифом. По крайней мере, наши кажущиеся преимущества не играли никакой роли. Вначале никто нас здесь не знал, и мы никого не знали, все было как 10 лет назад в Петербурге. Сейчас, а прошло уже больше года, мы чувствуем себя достаточно уверенно, но это не значит, что мы успокоились. Успокоиться можно будет года через 3, когда бизнес наберет некую инерцию, когда изъятие одного специалиста или одного узла не будет влиять на работу всего офиса.<BR>В Москве задачи, как правило, более сложные, разнообразные. У клиентов здесь больше всяких "тараканов в голове". Кстати, если в Петербурге у фирмы 99% клиентов петербуржцы, то в Москве очень много региональных -- из Сибири, с Дальнего Востока и т.д.<BR>Еще один миф -- об "энергичности" москвичей. Мол, они принимают важные решения быстро. Ничего подобного, москвичи точно так же неделями обдумывают решения. И не хотят работать. Приезжие, как правило, работают лучше, потому что им необходимо закрепиться в столице. И еще -- взятки, взятки на каждом шагу. Вот это, к сожалению, не миф.<BR>Что касается условий труда, в Москве лучше с транспортом. Улицы широкие с хорошей разметкой, хотя пробки все равно возникают. А вот интернет-провайдер у нас здесь оказался хуже, чем в Питере.<BR>То, чего мы здесь добились, конечно, нравится. А то, как дело движется -- не совсем. И это правильно. Глобальная успокоенность вообще вредит".<BR><BR>Ирина Смолко,<BR>генеральный директор ООО "Исследовательско-консультационная фирма "Альт":<BR>"В 1993 году мы выпустили комплект программ по оценке инвестиционных проектов. Опубликовали информацию о нем, было много откликов и заказов из Москвы. Поэтому через год решили открыть офис в столице с задачей -- консультационная поддержка продаж и сервисное обслуживание клиентов. Программы начали пользоваться спросом у аналитиков московских компаний. Пошли заказы и на разработку отдельных проектов, но с ними справлялись специалисты из Петербурга, которые специально выезжали в Москву. В нынешнем году мы решили изменить стратегию и наладить продажи консультационных услуг по управлению прямо в Москве. <BR>В столице нашими клиентами являются в основном молодые, развивающиеся компании, действующие на потребительском рынке. В Петербурге, наоборот, большинство клиентов -- "старые" предприятия. Скажем, такие гиганты, как Ижорские заводы. Поэтому ощущение такое, что москвичи хуже ориентируются на рынке консультационных услуг, начинают поиск "в чистом поле".<BR>Проблемы здесь мало отличаются от петербургских, разве что аренда офисов зачастую необоснованно заоблачно высока.<BR>Главная проблема -- персонал. Стоит только специалисту чуть-чуть "вырасти", как его начинают переманивать на должности и зарплаты, не сравнимые с нашими. Людей приходится искать почти постоянно.<BR>Я себя считаю уже жительницей Москвы и надеюсь, что это меня изменило не очень сильно.<BR>Атмосфера влияет, конечно. Мне кажется, в Москве встречается больше людей активных, настроенных на результат. Интеллигентность... Может, здесь с ней и "не очень". Но, с другой стороны, разве в Петербурге "очень"?!<BR><BR>Илья Гамов,<BR>директор по маркетингу ООО "Дарья":<BR>"Московский рынок на порядки больше петербургского, и мы решили его "покорять". Кстати, оказались на нем первым петербургским производителем продуктов легкого приготовления. Сейчас наша доля продаж на московском рынке раза в 1,5 больше, чем на петербургском.<BR>Никакой особой подготовки не велось, все произошло стремительно. Заключили первое дистрибуторское соглашение и начали поставки. По этой же схеме работаем и сейчас, и основные партнеры все те же.<BR>Закрепление на новом рынке -- вполне рутинная, технологичная работа. Вначале, честно говоря, были удивлены расценками на московскую рекламу. Она была в разы дороже петербургской. Сейчас местные цены постепенно подтягиваются к московским, а московский "пафос", наоборот, уходит. Все начинают считать деньги.<BR>Менталитет москвичей отличается от петербургского, и в положительную сторону. Здесь меньшее значение имеют какие-то личные связи, субъективные факторы. Здесь главное -- рентабельность. Московский рынок более цивилизованный, но и более жесткий. Здесь требования к поставщикам куда выше, чем в Петербурге. Например, предупреждать об изменении цен минимум за 3 недели -- в Москве это всегда было нормой, а в Петербурге только сейчас подобные нормы складываются.<BR>Персонал был и остается одной из важнейших проблем. Но это, в общем, банальные проблемы, которые решаются "по ходу". Сейчас у нас в московском офисе работают все москвичи. Только руководитель -- петербургский, "вскормленный" "Дарьей".<BR>Рынок московский очень насыщен, и борьба здесь такая же суровая, как в Петербурге. На нас сыграло то, что "Дарья" рано появилась в Москве, к ней уже привыкли. А у москвичей в целом лояльность к брэнду выше, чем у петербуржцев.<BR>Результаты, конечно, неплохие, даже лучше петербургских. Но в планах -- усиливать свое лидерство и по объему, и по ассортименту".<BR><BR>Филипп Урбан,<BR>главный редактор "Каталога недвижимости Москвы и Московской области":<BR>"Ровно год назад, приехав в командировку на выставку недвижимости "ДОМЭКСПО", мы были просто удивлены, обнаружив, что при всем богатстве выбора специализированных изданий по недвижимости в столице нет ни одного, соответствующего формату петербургского "Бюллетеня недвижимости".<BR>В Москве есть либо очень респектабельные глянцевые издания, либо газеты частных объявлений, "живущие" один день. Специализированного и демократичного каталога-таблицы, позволяющего выбирать и сравнивать большие объемы информации о предложениях рынка недвижимости, не было.<BR>Далее: 2 месяца обдумывали технологию работы, весной вели переговоры с представителями крупных риэлтерских фирм (забегая вперед, скажу, что нас поддержали многие). В апреле вышел "пилотный" номер, содержавший 3500 предложений от четырех агентств.<BR>В целом условия работы похожи. Люди те же, правила рыночной игры тоже похожи. К тому же на выходные могу приезжать домой. Разве что мне показалось, что московские журналисты ленивее петербургских. "Москвичи" в Москве -- вообще угнетаемый класс. Все новые проекты делают приезжие".<BR><BR>