Демонстраторы встают в позу за деньги

Определения слову "обнаженка" нет ни в одном словаре русского языка, хотя оно обозначает вполне конкретный, притом далекий от всяких неприличностей процесс производства.

<BR><BR>Определения слову "обнаженка" нет ни в одном словаре русского языка, хотя оно обозначает вполне конкретный, притом далекий от всяких неприличностей процесс производства.<BR>В этом не сомневаются петербургские натурщики. Гораздо более неприличным и пренебрежительным они считают само определение "натурщик" и предпочитают говорить о себе "демонстратор пластических поз".<BR>Как бы там ни было, натурщики они или демонстраторы, на рынке труда у них сейчас очень "интересная" ситуация. С одной стороны, работодатель уверяет, что натурщиков постоянно не хватает, и не только из-за небольших гонораров за многочасовое стояние, сидение или лежание, но и по причине сложности работы. С другой, сами модели уверяют, что не хватает работодателей.<BR><BR><B>"Натуральные" деньги</B><BR>Помимо всем известных художественных "кузниц" -- Академии художеств и "Мухи" услугами натурщиков пользуются в Театральной академии, Университете технологии и дизайна, в "герценовском" университете, в Академии культуры и даже в Балтийском институте экологии, политики и права. Однако крупнейшие работодатели всех петербургских натурщиков -- это все же Академия художеств и "Муха": мастерских здесь множество, люди -- что студенты, что преподаватели -- сплошь служители муз, жаждущие живого тела.<BR>Крупнейший не значит самый платежеспособный: в Академии и "Мухе" за час работы одетая натура получает 16-18 рублей, натура обнаженная оценивается чуть выше -- 23-25 рублей в час. В других учебных заведениях за труд натурщиков платят больше -- до 30 рублей, но работники там не всегда нужны. Счастье профессиональной натуры лежит в кармане "частнопрактикующего" художника -- он платит на порядок выше. Кроме того, работа в частных мастерских комфортнее, особенно если отношения сложатся. Толпа студентов натурщиков жалует не особо, к тому же "выпивает" за время постановки из модели литры энергии.<BR>По самым приблизительным подсчетам, в Петербурге работает 150-200 "демонстраторов пластических поз". Наиболее активные и способные находят несколько источников дохода в разных учебных заведениях, присовокупляя к ним еще и работу в частных мастерских. Это значит, что стоять, сидеть или лежать в одной, строго фиксированной позе им приходится порой больше 8 часов в день.<BR><B>Побочные явления</B><BR>Конечно, натурщиков, которые зарабатывают исключительно своим телом, среди них немного. Самый известный на постсоветском пространстве натурщик, пожалуй, Игорь Басанько, позировавший Вере Мухиной для "Рабочего и колхозницы". В начале 90-х ему было даже присвоено звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации".<BR>Многие, решив, что ничего сложного в демонстрации поз нет, пробуют работать, но ретируются через 2-3 дня. Впрочем, пришедшего устраиваться на работу могут попросту не взять. Например, чтобы работать натурщиком в "Мухе", необходимо не только психическое здоровье, характерная внешность, но и местная прописка. Прежде чем допустить новоиспеченного натурщика к студентам, с человеком беседует начальник отдела натуры, который имеется во всех художественных учебных заведениях.<BR>Кстати, начальницы отделов обоих крупнейших художественных вузов в прошлом сами долгое время работали моделями. "Я осталась вдовой, с двумя детьми, надо было как-то жить... Так я пришла в эту профессию. Это довольно вредный труд -- десятки часов, проведенных без движения, впоследствии дают о себе знать остеохондрозом и варикозом. К тому же во время позирования часто можно простудиться из-за сквозняков", -- делится начальник отдела натуры Художественно-промышленной академии им. Мухиной Наталья Изразцова.<BR><BR><B>Старость на радость</B><BR>Несмотря на устоявшееся мнение, что натурщики, а точнее, натурщицы -- это молодые красотки, в настоящее время большая часть петербургских профессионалов -- это женщины и мужчины пенсионного возраста. Наталья Изразцова говорит, что каждую молодую и симпатичную натурщицу стараются беречь как зеницу ока. Кстати, большинство работающих моделей -- люди, так или иначе связанные с искусством: в мастерских можно познакомиться с бывшими балеринами, актрисами, певицами, циркачами...<BR>Еще один миф -- о непременной плотской связи между натурщицей и художником. Вот что вспоминает бывшая натурщица Олеся Сержантова: "Когда я подрабатывала натурщицей в художественном училище, постановка подразумевала "обнаженку", мне было не по себе, когда студенты обсуждали меня в подробностях, но при этом воспринимали не как женщину, а как вазочку или драпировку".<BR><B>Идеальная модель</B><BR>Натурщики появляются ниоткуда -- никакие биржи труда и рекрутинговые агентства не поставляют моделей художникам, причем не только из-за нежелания связываться с низкооплачиваемыми работниками. "Я пыталась пару раз давать объявления в газету, приклеивать на городские стенды -- но никто не приходил", -- рассказывает Наталья Изразцова. Правда, не так давно в интернете появился сайт, на котором пытаются устроить небольшую биржу труда для натурщиков. Пока насайте есть предложения только от мужской части "демонстраторов".<BR>По мнению художников, хороший натурщик должен обладать целым набором ценных качеств: иметь внешние данные, "фактуру", быть немногословным, исполнительным, терпеливым, пунктуальным, обладать творческой интуицией и пластичностью... "Бывает масса всяких нюансов. Никогда не забуду двух натурщиц: одна все время засыпала, рисовать было невозможно. Другая все делала нормально, но, видимо, очень редко мылась и ароматы распространяла непередаваемые. Когда наши девушки тактично ей намекнули, она сказала, что врачи запрещают часто купаться и она не собирается это нарушать", -- рассказывает художник Олег Кадыров.<BR>"Мне предложили попробовать поработать натурщиком, когда я остался без средств к существованию. Мне понравилось -- я уже 5 лет работаю натурщиком, хотя до этого в течение 20 лет был патентным поверенным. Могу похвастаться -- я востребован, потому что, несмотря на свой возраст, сохранил фигуру, занимаюсь спортом. Для меня важен момент общения и, конечно, искусство, ведь натурщик -- это артист, а позирование -- сеанс пластики", -- говорит демонстратор пластических поз Владислав Шавров.<BR>Кстати, любому натурщику может очень повезти. Существует легенда, что во времена, когда в Академии художеств учились студенты Репин, Куинджи и другие, там же работал натурщиком некий мужчина. Он выпрашивал у студентов свои изображения, а потом, когда те превратились в знаменитых живописцев, несказанно разбогател, распродав их юношеские полотна и зарисовки.<BR>