Регистрация юридического лица и его постановка на налоговый учет

При принятии Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц" за рамками остались вопросы постановки вновь созданных юридических лиц на налоговый учет. Но в тот момент еще было неизвестно, какой из федеральных органов государственной власти будет

<BR><BR>При принятии Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц" за рамками остались вопросы постановки вновь созданных юридических лиц на налоговый учет. Но в тот момент еще было неизвестно, какой из федеральных органов государственной власти будет заниматься регистрацией юридических лиц.<BR>Когда регистрацию передали налоговым органам, возникло странное "удвоение" процедур, осуществляемых в одном и том же органе. Сначала юридическое лицо регистрировали в "одном окне", а точнее, кабинете, а затем ставили на налоговый учет в другом. Копии регистрационных документов должны были предоставляться и при налоговом учете, хотя они давно имелись у налоговых органов. Объясните, зачем все это сделали? <BR>-- Министерство РФ по налогам и сборам 6 августа 2002 г. издало Приказ №БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года". Теперь вместе с регистрацией нового юридического лица должна осуществляться и его постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения. Не имеет значения, создано юридическое лицо вновь или в процессе реорганизации.<BR>Процедуры государственной регистрации юридического лица и его постановки на налоговый учет совмещены. А как же быть с перечнями документов? При регистрации подается один перечень, при постановке на налоговый учет всегда требовали другой, причем гораздо более пространный. Достаточно вспомнить постоянные проблемы с так называемыми "юридическими адресами".<BR>В Приказе МНС от 6 августа 2002 г. об этом нет ни слова. Просто сказано, что вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица и комплектом документов, предоставляемым при регистрации, подается также заявление о постановке на учет в налоговом органе. О пакете документов для налогового учета ни слова. Да и как же может быть иначе. Ведь в ст. 83-84 Налогового кодекса РФ (далее -- НК РФ) идет речь о заявлении о постановке на учет и учредительных документах (и, как там сказано, об иных документах, подтверждающих создание организации). Теперь все учредительные документы (т.е. подтверждающие создание организации) у налоговых органов имеются: ведь именно они регистрируют юридическое лицо. В результате постановка на налоговый учет должна осуществляться на основании одного заявления.<BR>Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации (форма №12-1-1) установлена Приказом МНС России "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" от 27.11.1998 №ГБ-3-12/309. На заявлении должна стоять дата его подачи в налоговый орган. А поскольку заявление о постановке на налоговый учет подается одновременно с регистрационными документами, будущий орган юридического лица полномочий подписать его не имеет. Не приобретает он полномочий и с обратной силой после регистрации юридического лица, как, впрочем, и любой другой представитель. Подобное правило законом попросту не предусмотрено. Что же касается учредителей, то они хотя и правосубъектны, но не наделены полномочиями представительства перед налоговыми органами. Да и кто их такими полномочиями может наделить? Еще не существующее юридическое лицо? Следовательно, даже если постановка на налоговый учет производится не в день регистрации юридического лица, а на следующий день, то она все равно осуществляется на основании недействительных (не имеющих силы) документов, т.е. вовсе без заявления. За достоверность содержащихся в заявлении сведений при таких обстоятельствах никого нельзя привлекать к ответственности!<BR>Теперь нужно сказать несколько слов о самом заявлении о постановке на налоговый учет. Оно переполнено графами, в которые должны вписываться сведения о зарегистрированном юридическом лице, что было вполне оправданно, когда юридические лица регистрировались вне налоговых органов. Но теперь все эти сведения уже есть в налоговом органе, который регистрирует то же самое юридическое лицо. Подобное дублирование излишне -- и оно устранено. Заполнению теперь подлежат не все графы заявления. В адресной части заявления в наименовании налогового органа указывается налоговый орган, в котором будет осуществлена постановка на учет юридического лица, и проставляется дата подачи заявления в регистрирующий орган. В разделе I заявления заполняются пункты 1 и 2, в разделе II -- пункты 1 и 2. Приложения №1-4 не заполняются. Заявление заверяется подписью лица, подписавшего заявление о государственной регистрации юридического лица с указанием в пункте 6 раздела II его ФИО.<BR>Упрощение требований к заполнению заявления о постановке на налоговый учет можно лишь приветствовать. Но как быть со ст. 83-84 НК РФ, которые возлагают на налогоплательщиков обязанность предоставлять при постановке на налоговый учет учредительные документы и иные требуемые в соответствии с законодательством документы о создании юридического лица? Может ли прийти к ним на помощь сам налоговый орган. На практике да -- и никаких проблем не возникнет. Но с точки зрения юридической чистоты подобная практика вызывает большие сомнения. Особенно странно то, что заявление о постановке на налоговый учет подписывает тот, кто подписал заявление о государственной регистрации юридического лица, хотя у него на это может не быть никаких полномочий.<BR>Как уже было показано выше, многие документы, которые налоговые органы требовали при постановке на учет, не входили в обязательный перечень. Толстый "пакет документов" всегда был "инициативой на местах". Желание облегчить налоговый контроль понятно и объяснимо. И вряд ли что-либо изменится с принятием Приказа МНС от 6 августа 2002 года. Как требовали различные документы, так и будут требовать, как придирались к адресам, так и будут придираться. Но любопытно, что будет делать налоговый орган, когда ему подали пакет документов, необходимый для государственной регистрации юридического лица, а заявление о постановке на налоговый учет подать забыли. Очевидно, отказать в регистрации юридического лица нельзя. Значит, нужно выдать документы, подтверждающие его государственную регистрацию, и ждать, пока будет подано заявление о постановке на налоговый учет.<BR>Еще интереснее ситуация, при которой поданы все документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, и заявление о постановке на налоговый учет, но без тех документов, которые требуют незаконно. Здесь уже нельзя отказать ни в государственной регистрации юридического лица, ни в его постановке на налоговый учет. Мало в каком налоговом органе выдерживаются сроки регистрации юридических лиц. Во всяком случае, документы выдают позже установленной законом даты. И тенденция к замедлению регистрации будет нарастать.