Памятники будущего умеют разговаривать

Живой, говорящий памятник -- явление, встречающееся отнюдь не за каждым углом. А с каменными и бронзовыми скульптурами, которые встречаются постоянно, не то что пообщаться, парой фраз перекинуться проблематично. Одушевленные мемориалы поговорить любят, и

<BR><BR>Живой, говорящий памятник -- явление, встречающееся отнюдь не за каждым углом. А с каменными и бронзовыми скульптурами, которые встречаются постоянно, не то что пообщаться, парой фраз перекинуться проблематично. Одушевленные мемориалы поговорить любят, и конечно же о будущем.<BR>Вот уже 9 лет подряд писатели-фантасты из всех уголков России и ближнего зарубежья берут отпуск по состоянию литературы и приезжают в самый магический город на Земле, чтобы метафизически обручиться со "Странником" -- премией, которую вручают каждый год за лучшие произведения в стиле "фэнтези". Литераторам свойственно не только создавать ирреальные миры, но иногда и вести себя самым что ни на есть фантастическим образом. Число 9 оказалось магическим и спровоцировало крайне неординарное поведение, фантасты не удовлетворились литературной премией и принялись сооружать себе памятники с помощью своих же тел.<BR><BR><B>Время Оно</B><BR>На Манежной площади восемь писателей-фантастов по очереди залезали на постаменты и замирали в монументальных позах. Как ни странно, способность говорить при этом никто не терял. Стоя на возвышении, литераторы олицетворяли собой последние достижения демократии -- в кроссовках и джинсах они смело шутили о настоящем и будущем. Каждый из них видит эти временные категории по-своему, со свойственным всем творческим натурам авторским "я". Михаил Успенский пожелал в будущем видеть свой памятник сделанным из чего угодно, только не из цветного металла. "Сопрут иначе, хотя трудно представить себе человека, который сможет поднять мою скульптуру. Значит, отрежут что-нибудь", -- рассуждает он. С той же долей скептицизма Успенский относится и к судьбе России: "Трудно представить себе, что ситуация в стране в ближайшем времени изменится к лучшему. Пока не выкачают всю нефть и газ, перемен можно не ждать. Единственный выход -- это установление авторитарного режима".<BR><BR><B>Пещеры и голуби</B><BR>Наверное, одиночество рождает у памятника подобные скорбные мысли, ибо семейные скульптуры думают совсем о другом. Супруги-фантасты Марина и Сергей Дяченко возвели свой памятник по аналогии с работой Веры Мухиной "Рабочий и колхозница". Правда, с небольшим отличием от произведения великого мастера -- на постамент они поднялись в сопровождении дочери. Конечно, и у героев Мухиной за 65 лет стояния могло появиться каменное дитя, но чего лишний раз фантазировать, ведь этого не случилось.<BR>"Мне хотелось бы, чтобы голуби любили наши памятники, как "Нельсона" на Трафальгарской площади. Если же говорить о будущем нашей страны, признаюсь честно, я о нем ничего не знаю, за исключением одного -- все будет хорошо", -- говорит писатель Сергей Дяченко.<BR>Среди памятников-фантастов встречаются и особенно образованные экземпляры, понять которых порой бывает крайне непросто. Остается только восхищаться их "монументальными" знаниями. "Лет через 30, я полагаю, будет не столько страна в тех границах, в которых она сейчас существует, сколько русский мир, объединяющий и зарубежных русских, и тех, которые живут в России. В экономическом плане это будет очень разнообразное пространство, состоящее из полусамостоятельных областей и объединенных общей идеей. Мы входим в эпоху гуманитарных технологий, индустриальная эпоха отошла. На первое место выдвигается интеллектуальное производство, а здесь Россия сильна. Вот этими интеллектуальными технологиями и будут объединяться люди. Коммерческая литература отомрет. Уже сейчас появляются электронные игры, и по ним пишутся книги. Как только станет возможным быстро создавать фильмы, люди, которые пишут коммерческие книжки, будут делать фильмы. Ведь кинопродукт имеет намного более широкую аудиторию, чем книга", -- делится своими знаниями писатель и публицист, временно исполняющий обязанности памятника Андрей Столяров.<BR><BR><B>Конструирование будущего</B><BR>Критики советуют творцам литературы: пишите о хорошем, ибо все, о чем вы пишете, рано или поздно сбывается.<BR>Однако на конгрессе фантастов одними советами не обошлись и созвали целую научную конференцию со сверхфантастическим названием "Административные системы управления будущим". Выступало множество умных и сверхумных людей, которые говорили на зашифрованном, явно инопланетном языке. Даже Михаил Успенский, к фантастике давно привыкший, был поражен оторванностью обсуждаемых тем от земной действительности.<BR>"Эта конференция научила меня быть смиренным, потому что я не понял ни слова", -- заметил он. Как удалось позже узнать у организаторов конференции, немного понимающих язык будущего, цель данного собрания была донести до фантастов страшную правду о будущем, которое будет ужасно проблемным. В общем, фантастика да и только. (Н.Б.)