Туристов привлекут новым имиджем

Правительство РФ Распоряжением №954-р одобрило концепцию развития туризма на период до 2005 года.

<BR><BR>Правительство РФ Распоряжением №954-р одобрило концепцию развития туризма на период до 2005 года.<BR>Сегодня российский рынок туристических услуг составляет около 1% от мирового. Россия обслуживает около 7,4 млн туристов в год, по мнению разработчиков концепции, эта цифра может быть увеличена до 40 млн.<BR>Для увеличения туристического потока и выполнения задачи "формирования современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках" предполагается использовать традиционные государственные методы и ресурсы.<BR>Главным препятствием для этого концепция провозглашает "образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными СМИ". И предлагает контрмеры, которые заключаются в создании "рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, а также в проведении регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации; издании каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции". Торговые представительства РФ за рубежом должны выступать также и в качестве "рекламно-информационных офисов".<BR>На маркетинговые и рекламные мероприятия запрашиваются ежегодные ассигнования из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Распорядителем средств выступит "федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма", то есть Министерство экономического развития и торговли РФ. "В 2001 году мы получили на эти цели всего 5 млн рублей, в 2002 должны освоить уже 50 млн, -- говорит Натэла Шенгелия, руководитель департамента туризма Минэкономразвития. -- Надеемся, что на следующий год в связи с утверждением концепции финансирование еще увеличится".<BR>При этом, по словам Натэлы Шенгелия, ни штаты, ни затраты собственно департамента увеличиваться не будут. Коммерческие функции -- PR-кампании, реклама и маркетинговые исследования -- будут распределяться среди частных подрядчиков посредством конкурсов.<BR>Как уверяет руководитель департамента, телевизионные каналы "в очередь стоят", чтобы снимать фильмы о России. Предполагается также организация пресс-туров по стране для иностранных журналистов.<BR><BR><B>По мировым стандартам</B><BR>Концепция предполагает также внесение корректив в действующее законодательство, касающееся туризма, а к 2005 году -- разработку и принятие нового федерального закона о туристической деятельности. Законодательство (в том числе касающееся лицензирования, страхования и предоставления финансовых гарантий туристам) будет максимально приближено к мировому, с тем чтобы облегчить присоединение к ВТО. Будут приняты новые нормативные акты по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения.<BR>Планируется улучшить и визовую политику России в отношении иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, а также усилить контроль за выдачей виз туристам из стран -- "поставщиков" нелегальной миграции. Концепция даже предлагает ликвидировать одно из самых давних пятен на репутации страны -- дискриминационные тарифы на услуги для иностранцев. Соответствующие одобрения от МИД, МВД, ГТК РФ (по крайней мере, на уровне концепции) получены.<BR><BR><B>Внутренняя политика</B><BR>Внутри страны Минэкономразвития намерено провести ревизию государственных турресурсов. "У нас большое количество отелей, принадлежавших раньше Госкомтуризму, "Интуристу". Про них как-то все забыли, там менялись владельцы, арендаторы. Сейчас мы вместе с Минимуществом будем возвращать их, подтверждать право госсобственности или по крайней мере добиваться эффективного управления. Для этого составим федеральный реестр, -- поделилась Натэла Шенгелия. -- Кроме того, мы можем помочь в разработке инвестиционных проектов, в создании национальных гостиничных цепей. Но сами гостиницы строить, конечно, не будем. Это дело не государства, а туроператоров".<BR><BR><B>Полезный инструмент</B><BR>Представители туристического бизнеса оценивают концепцию как "достаточно толковый документ".<BR>"В ней содержатся три очень важных положения. Во-первых, она определяет туризм как индустрию -- сложную, многопрофильную и требующую соответствующего подхода со стороны государства. До сих пор туризм был каким-то непонятным явлением, которое находится где-то между спортом и культурой. Во-вторых, впервые сделана оценка туристического потенциала России, причем расставлены приоритеты -- где есть турпродукт, а где нет, где нужно поддерживать туризм, а где он сам развивается. И, в-третьих, делается упор на внутренний туризм -- и это очень своевременно. В нынешнем году впервые за долгие годы спрос на туры в среднюю полосу России выше, чем в Турцию!" -- отмечает Сергей Корнеев, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза предприятий туристской индустрии.<BR><B>Справка</B><BR>По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, с 1998 года туризм занимает первое место в мировом экспорте товаров и услуг: $532 млрд, или 7,9% от $6,738 трлн. Средние темпы роста туризма составили в 1950-1999 годах 7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом.<BR>