Белорусы помогут трактористам положить керамическую плитку

ОАО "Кировский завод", ОАО "Керамин" (Белоруссия) и Торговый дом "Керамин Северо-Запад" собираются создать совместное производство облицовочной плитки. По косвенным признакам, это будет одно из крупнейших производств в России, которое сможет занять около

<BR><BR>ОАО "Кировский завод", ОАО "Керамин" (Белоруссия) и Торговый дом "Керамин Северо-Запад" собираются создать совместное производство облицовочной плитки. По косвенным признакам, это будет одно из крупнейших производств в России, которое сможет занять около 13% рынка с учетом импортной продукции.<BR>Планируемый объем выпуска нового завода -- 1 млрд рублей в год. <BR>Для Кировского завода, традиционно ассоциировавшегося с машиностроением, этот проект будет реальным шагом в направлении диверсификации бизнеса.<BR>Стороны уже учредили ЗАО "Керамин Санкт-Петербург", где 51% уставного капитала принадлежит Кировскому заводу, около 29% -- Торговому дому, остальное -- ОАО "Керамин". Производство предполагается разместить в промзоне Горелово (Ломоносовский район Ленинградской области), реконструировав недостроенный цех, принадлежащий Кировскому заводу. Пока стороны держат в секрете детали проекта, ограничиваясь лишь небольшими деталями типа планируемого объема выпуска.<BR>В течение 6-7 месяцев туда будет доставлено итальянское оборудование по производству плитки. Учитывая средние цены на плитку, в физическом выражении объем выпуска нового завода может составить около 10 млн м2 плитки в год. По оценкам специалистов, только стоимость линий для производства такого объема плитки может составить $10 млн. Комплексный завод такой мощности, включающий оборудование для переработки сырья, стоит около $30 млн.<BR>К примеру, в декабре 2001 года в поселке Фряново Щелковского района Московской области компания "Лира Керамика" открыла завод по производству керамической плитки.<BR>Объем инвестиций в этот проект составил около $16 млн. На первом этапе мощность завода позволяла производить до 2,5 млн м2 плитки в год. К 2004 году этот показатель должен увеличиться до 8,5 млн м2 в год.<BR><BR>Ленобласть --<BR><B>плиточный лидер</B><BR>С учетом нового производства в ближайшие годы Ленобласть сможет стать ведущим отечественным регионом по производству керамической плитки (см. таблицу).<BR>Два месяца назад "ДП" сообщал о проекте увеличения мощности расположенного в Тосно ЗАО "Нефрит-Керамика" (см. "ДП" №79/02, www.dp.ru).<BR>Компания запустила итальянскую линию по выпуску керамической плитки, которая позволит удвоить к 2003 году объем выпуска продукции -- с 3,2 млн м2 плитки в год до 6 млн м2.<BR>Объем инвестиций в новое производство составил около $2 млн. Причина увеличения мощности, по словам специалистов "Нефрит-Керамика", крылась в том, что спрос на эту продукцию превышал предложение.<BR><BR><B>Доля импорта растет</B><BR>"В России действительно не хватает керамической плитки, рассчитанной на среднего потребителя. Спрос больше, чем предложение. Но в последнее время заводы-производители стали работать под заказы. На территории СНГ находится много производителей керамической плитки. Один из самых крупных, "Керамин", находится в Белоруссии. В России в Московской области есть ряд мелких производителей", -- говорила тогда менеджер по продажам ОАО "Сокол" Галина Гусева.<BR>"В то время как в Европе наблюдается керамический кризис, у нас -- керамический бум. Следовательно, за последние 3 года доля импорта и общий объем российского рынка выросли. 1999 год: общий объем российского рынка -- 41 млн м2 в год, доля импорта составила 18%; 2000 год: общий объем российского рынка -- 53 млн м2, доля импорта -- 20%; 2001 год: общий объем российского рынка -- 64 млн м2, доля импорта -- 24%. Прогнозируется, что в 2002 году общий объем российского рынка составит 75-76 млн м2 плитки в год; доля импорта вырастет до 44%", -- сообщил менеджер по маркетингу ООО "Лира Керамика" Вадим Чернов.<BR><B>Справка</B><BR>ОАО "Керамин" (ранее производственное объединение "Минскстройматериалы") -- многоотраслевое предприятие. В его состав входят: Минский комбинат строительных материалов на правах головного предприятия, Минский керамический завод, а также карьероуправление "Гайдуковка", завод "Стройфарфор".<BR><BR><B>Комментарий</B><BR>Интерес к рынку керамической плитки обусловлен в первую очередь тем, что в последние годы он активно развивается, причем во многом за счет роста отечественного производства.<BR>Анализируя данные 2000-2001 годов, можно отметить, что по сравнению с 1999 годом рост производства основной продукции -- облицовочной плитки и плитки для полов составил около 48%, что значительно выше, чем темпы роста в промышленности в целом, и в промышленности стройматериалов в частности. Здесь надо отметить, что керамическая плитка как рыночный товар занимает специфическое место. С одной стороны, это продукция производственного назначения, объемы потребления которой должны определяться темпами развития строительного комплекса и коррелироваться с таким показателем, как объем инвестиций в основной капитал.<BR>С другой стороны, керамическая плитка является, безусловно, товаром народного потребления, который используется при ремонте и строительстве индивидуального жилья, и здесь ее потребление определяется только спросом со стороны конечного потребителя.<BR>В этом качестве потребление керамической плитки однозначно определяется реальными доходами населения, так как улучшение качества жилья является одной из первоочередных потребностей населения, и в этот сектор направляется значительная часть свободных средств.