РАТА приводит турпакеты-300 к одному знаменателю

В сфере туризма в Петербурге занято около 5% работающих горожан. Это одна из наиболее активных социальных групп и самый мобильный сектор бизнеса, способный стать бюджетообразующим для города.

<BR><BR>В сфере туризма в Петербурге занято около 5% работающих горожан. Это одна из наиболее активных социальных групп и самый мобильный сектор бизнеса, способный стать бюджетообразующим для города.<BR>Однако спецификой туристской индустрии является то, что она практически полностью частная, систематическое взаимодействие с государственными органами управления отсутствует, роль администрации в координации процессов, происходящих в сфере туризма, сведена к формальному минимуму.<BR><BR><B>Иностранные операторы</B><BR>Последние события, произошедшие в США, странах Восточного Средиземноморья, мусульманских странах, существенным образом повлияли на перераспределение туристских потоков, создав благоприятную конъюнктуру для наиболее безопасного в настоящий момент региона мира -- Балтийского региона.<BR>Крупнейшие мировые туристские корпорации крайне активно изучают новые рынки, рассматривая одним из перспективных Петербург и окружающий его регион.<BR>Такие изменения продолжаются очень недолго, и их необходимо использовать в максимально короткое время.<BR>В 2000-2002 гг. Российским союзом предприятий туристской индустрии (РАТА) во взаимодействии с международными туристскими организациями, предпринимательскими отраслевыми союзами других стран, посольствами, консульствами, торгпредствами и другими загранучреждениями России собрана комплексная база данных зарубежных туристских компаний, работающих или желающих работать с Россией и Петербургом, а также отправляющих туристов в Балтийский регион, соседние страны Европы.<BR>Направляемая этим фирмам комплексная информация о предложениях туристских компаний и средств размещения Петербурга вызывает растущий интерес, однако в большей части ответных запросов содержатся обязательные требования дополнительной информации, которую крайне сложно собрать только силами турфирм (банки, транспорт, экология, безопасность, здравоохранение, средства связи, графики и календари выставок, мероприятия, ремонтные и реставрационные работы, туристские ресурсы, в том числе средства и объекты культуры и развлечений, городские парки, градостроительные планы, статистика и многое другое).<BR>К тому же растущее количество запросов не позволяет обрабатывать их индивидуально, а постоянное наличие такой информации является обязательным требованием для привлечения новых партнеров Петербурга.<BR>Необходимо постоянное систематическое взаимодействие с зарубежными туристскими компаниями, в том числе выявление потенциальных партнеров, а также единая комплексная обновляемая информационная база, рассчитанная на отраслевые запросы.<BR>Туристские компании и РАТА поэтапно формируют отдельные блоки, однако комплексная информация, ее поддержание и оперативное пополнение в городе отсутствуют.<BR>Такая деятельность (и только она) также позволит планировать нагрузки на туристскую инфрастуктуру и в том числе, предоставляя более направленную информацию, влиять на распределение туристских потоков на разные сезоны и на разные территории города.<BR>Активизация работы с иностранными компаниями, по их собственным оценкам, способна давать 15-20% ежегодного прироста туристов.<BR><BR><B>Российские операторы</B><BR>Последние 3-4 года наблюдается существенный рост спроса среди российских туристов и граждан СНГ на отдых внутри России, связанный как с последствиями кризиса, так и с охлаждением интереса к отдыху за рубежом.<BR>Организованная в 2002 году РАТА совместно с Департаментом туризма Минэкономразвития при участии туристских администраций и фирм регионов национальная маркетинговая кампания "Время отдыхать в России" показала целесообразность координации деятельности турфирм. в том числе -- крупнейших российских операторов, ранее работавших только с международным туризмом.<BR>Исторически Петербург является одним из самых известных городов России, однако роста прибытия российских туристов, аналогичного, например, росту в Тверской, Псковской, Вологодской, Костромской областях, не отмечено.<BR>Это можно объяснить неучастием Петербурга в федеральных и межрегиональных программах развития внутреннего туризма, а также отсутствием планомерной информационной работы с крупнейшими российскими туроператорами.<BR>Активизация этой работы может дать Петербургу не только экономические, но и имиджевые преимущества.<BR><BR><B>Турфирмы Петербурга</B><BR>Как показывает опыт реализуемой РАТА рекламной кампании продвижения России за рубежом JUST RUSSIA (издание фотоальбомов-каталогов, съемки иностранными каналами фильмов о России, организация презентаций на международных туристских выставках), учредителями которой являются крупнейшие принимающие туристские фирмы и отели России, в том числе Петербурга, фирмы города готовы к совместным действиям и финансовым затратам для привлечения новых партнеров. Бюджет проекта JUST RUSSIA, например, приблизился к $400.000.<BR>Необходима аналогичная программа, рассчитанная только на Петербург как уникальный международный туристский центр.<BR><BR><B>300-летие</B><BR>В преддверии 300-летия Петербурга с целью равномерного распределения нагрузок и туристских программ необходима координация деятельности принимающих турфирм, отелей города и обобщение их предложений в единый информа- ционный блок, предлагаемый всем партнерам города и юбилея.<BR>Такая работа требует времени и индивидуальной работы с компаниями и объектами туристского интереса (прежде всего музеями и другими учреждениями культуры).<BR>В рамках деятельности комиссии РАТА по въездному туризму определены некоторые совместные меры (готовятся единые графики, определяется примерное распределение групп туристов по отелям и альтернативным средствам размещения), продвигаются единые программы: "Юбилеи столиц Северо-Запада" (расширение календаря событий), "Город Вашей мечты" (совместная рекламная кампания, объединяющая различные варианты проведения туров в Петербурге). Информация незамедлительно предоставляется действующим и потенциальным туристским партнерам. Однако турфирмами и отелями города высказываются опасения, что отсутствие общей координации туристской сферы юбилея, в том числе совпадение туристских программ с графиком официальных визитов, может привести к большому количеству технических накладок и уже сейчас приводит к отсутствию ясной ценовой политики у гостиниц города. Они, в свою очередь, направляют в РАТА большое количество запросов о прогнозируемой загрузке в 2003 году. При отсутствии срочного решения этих проблем туризм может стать основным направлением критики празднования юбилея города.<BR>Уже сейчас крупнейшие туроператорские компании высказывают крайнюю степень озабоченности сложившейся ситуацией.<BR>Необходима концентрация соответствующей информации в ближайшее время, т.к. продажи туристских пакетов начинаются не менее чем за год до события.<BR><BR><B>Инвестиции</B><BR><B>в инфраструктуру</B><BR>В течение последних 4 лет в рамках работы комиссии РАТА по инвестициям собрана, обработана и представлена на различных уровнях большая база инвестиционных проектов в сфере гостиничного хозяйства и туризма (около 300 проектов, 15% которых уже находятся в стадии реализации). 20 проектов подготовлены по поручению Минэкономразвития РФ для включения в федеральные программы.<BR>Работа с инвесторами и инициаторами проектов показала определенные тенденции.<BR>Так, большинство представляемых проектов не прошли предварительную независимую экономическую экспертизу и, что более важно, юридическую "очистку", т.е. имеют недоработанную базу первичных документов и, как правило, существенные обременения (нерасселенные или не переданные с баланса на баланс здания, сбои в цепочке собственников и т.п.).<BR>Решением сложившейся ситуации может быть введение предлагаемого РАТА городского Реестра туристских ресурсов, в который на основании ряда критериев будут включаться как имеющиеся туристские ресурсы, в том числе нуждающиеся в приоритетном развитии (городские парки, развлекательные комплексы, территории вокруг КАД и т.п.), так и объекты, которые планируется использовать под развитие туристской инфраструктуры.<BR>Включение в реестр, который ведется соответствующим органом управления туризмом, должно сопровождаться оценкой технических, инженерных и экономических характеристик объекта (проекта) и обязательным последствием иметь юридическую проверку и подготовку всех документов, в том числе, возможно, передачу части прав органу, ведущему реестр, для осуществления необходимых административных действий и согласований и после этого -- представление проекта инвесторам.<BR>Введение такого реестра как правового механизма возможно путем включения соответствующих положений в городское законодательство.<BR>РАТА подготовлен проект Закона "О государственной поддержке развития туризма в Петербурге", в котором содержатся в том числе и указанные положения.<BR>Проект прошел соответствующие согласования с администрацией и Законодательным собранием Петербурга, и в случае необходимости закон может быть принят в ближайшее время.<BR>Перспективным направлением поддержки инвестиций в сферу туризма является уменьшение срока окупаемости проектов за счет привлечения к их реализации и последующему управлению крупнейших российских туроператоров, принимающих иностранных туристов. Приоритетная работа с отраслевыми инвесторами, которые готовы быстро обеспечить высокую загрузку туристами за счет собственных потоков, способна уменьшить минимальный срок окупаемости новой гостиницы с 5 до 3 лет.<BR>Важным направлением развития инфраструктуры туризма является правовая и организационная поддержка создания альтернативных мест размещения туристов (к примеру, в Стокгольме в гостиницах размещается только от 25 до 40% гостей), в частности гостевых домиков и квартир.<BR>В настоящий момент РАТА начата программа National Village Resorts по созданию национальной сети гостевых домов, кредитуемая несколькими крупными федеральными банками. Можно инициировать создание таких комплексов в пригородах Петербурга и вокруг КАД.<BR>РАТА совместно с Министерством культуры РФ запущен проект TACIS по организации размещения туристов на территории федеральных памятников культуры. В связи с большим количеством таких объектов в городе и согласием Министерства культуры пилотным регионом может быть Петербург.<BR>Для создания гостевых квартир же необходимо несколько незначительных изменений действующего законодательства.<BR>Совместная подготовка и реализация в 2001-2002 гг. РАТА, турфирмами, авиапредприятием "Пулково", Октябрьской железной дорогой, музеями, театрами и клубами города целого ряда совместных программ (JUST RUSSIA, "Юбилеи столиц Северо-Запада", "Карточка гостя Петербурга" и т.п.) говорит о готовности концентрации финансового и организационного потенциала всех партнеров вокруг туристской сферы.<BR>В частности, РАТА совместно с ГУАП "Пулково" и турфирмами города ведет работу по поддержке открытия новых представительств "Пулково" за рубежом, которые будут работать в том числе и как туристско-информационные центры, совместно с отелями города готовится программа по созданию в Пулково-1 многофункционального центра въездного туризма.<BR>Указанные программы, в которых участвуют транспортные предприятия, учреждения культуры, отели и турфирмы, при наличии единого координирующего центра могут дать возможность при их дальнейшей реализации сформировать единую политику всех предприятий туристской сферы в юбилейный и последующие годы.<BR><BR><B>Курорты</B><BR>При начавшемся сворачивании системы финансирования курортов из фондов социального страхования санаторно-курортные учреждения Петербурга начинают испытывать серьезные сложности с заполнением, прежде всего во время "низкого сезона".<BR>При этом на туристском рынке курорты предлагают себя как низкобюджетные объекты размещения, в то время как городская коммерческая медицина довольно успешно развивается.<BR>Опыт реализации национального проекта РАТА "Время отдыхать в России" дает новые возможности для взаимодействия турфирм и курортов по продаже, прежде всего не размещения, а лечения, что позволяет формировать новый коммерческий продукт, пользующийся устойчивым спросом, так как статья расходов на медицину является одной из основных в семейном бюджете.<BR>Начинается соответствующий совместный проект Северо-Западного отделения РАТА и Ассоциации курортов Северо-Запада.<BR>Перспективным направлением интеграции курортов в туристскую инфраструктуру может стать имеющийся у членов РАТА опыт создания на базе курортных комплексов кондоминиумов с участием туристских фирм, коммерческих предприятий и физических лиц.<BR>При этом следует учесть, что большинство санаторно-курортных учреждений, находящихся на территории Ленинградской области, принадлежит юридическим лицам, зарегистрированным в Петербурге.<BR>Соответствующая нормативно-правовая документация была подготовлена и может быть реализована в Петербурге.<BR><BR><B>Конгрессы</B><BR><B>и конференции</B><BR>В рамках инициированной РАТА в 2000 году программы совместного продвижения туристских возможностей Стокгольма и Петербурга была достигнута договоренность с Бюро конгрессов Стокгольма о совместном приглашении крупных мероприятий и их приеме одновременно в обоих городах.<BR>В связи с явной обоюдной выгодой таких проектов они могут быть реализованы и с другими близлежащими регионами (страны Балтии, Скандинавии, Германия и т.п.).<BR>Ряд запланированных в Петербурге международных конгрессов турфирм (см. врезку) дадут двойной эффект, так как не только обеспечат загрузку объектов размещения и привлечение значительных средств в осенне-зимний период, но и привлекут внимание прибывающих руководителей крупнейших турфирм к туристским возможностям Петербурга.<BR>В настоящий момент Российский союз предприятий туристской индустрии совместно с КЭРПиП администрации Петербурга планирует подготовить комплексную работу по инвентаризации и мониторингу всех имеющихся в городе ресурсов, связанных с туристической инфраструктурой, и их интеграции в общее развитие экономики города.<BR>Полученные в ходе исследования данные позволят осуществить долгосрочное планирование развития туристской индустрии и при активной реализации указанных программ увеличить совокупные доходы от туризма в бюджет Петербурга до 15-20%.<BR><B>Подготовлена</B><BR>Российским Союзом Предприятий Туристской Индустрии (РАТА)<BR><B>Крупнейшие конгрессы турфирм в Петербурге</B><BR><BR>2002 год -- конгресс Ассоциации туроператоров Доминиканской республики (200 участников)<BR>2003 год -- общероссийский съезд РАТА (около 1000 крупнейших предприятий туристcкой индустрии России)<BR>2004 год -- конгресс "Виртуозо", организации, объединяющей около 15.000 отелей и фирм элитного уровня*<BR><BR>Примечание: * -- В Петербурге членами "Виртуозо" являются "Астория" и Гранд-отель "Европа").