00:0013 мая 200200:00
12просмотров
00:0013 мая 2002
В Петербурге складывается благоприятный инвестиционный климат на рынке аренды (оперативного лизинга) дорожной и строительной техники. Быстро растущий спрос на машины, оборудование для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, погрузо-разгру
<BR><BR>В Петербурге складывается благоприятный инвестиционный климат на рынке аренды (оперативного лизинга) дорожной и строительной техники. Быстро растущий спрос на машины, оборудование для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, погрузо-разгрузочных, монтажных, землеройных работ позволяет арендодателям поднимать тарифы на свои услуги.<BR>Рост доходов и снижение процентных ставок по кредитам делает инвестиции в приобретение новой техники более привлекательными, чем раньше. А стабилизация национальной валюты способствует росту спроса на импортную технику.<BR><BR><B>Период оценок</B><BR>В последние 4 года объем работ, связанных со строительством домов, новых дорог и реконструкцией старых, непрерывно увеличивался. И эта тенденция сохранится в ближайшие несколько лет.<BR>По оценкам специалистов ФГПУ "Росдорлизинг", Петербург лидирует среди российских регионов по объему работ, связанных со строительством и реконструкцией автодорог.<BR>Объем финансирования дорожно-ремонтных работ и благоустройства города в последний год перед 300-летним юбилеем превысил $250 млн. Положительная динамика поддерживается ростом количества автолюбителей, питающих деньгами бюджет Дорожного фонда.<BR>Инвесторы, а это прежде всего лизинговые компании, готовы давать деньги арендным предприятиям и строительным компаниям на покупку техники.<BR>Но строительные компании опасаются не получить достаточный объем заказов, чтобы полностью загрузить дорогостоящую технику. Если техника будет простаивать, то инвестиции в сотни тысяч долларов вместо прибыли принесут убытки.<BR>Арендодатели делают свои оценки и пока тоже не спешат приобретать новые машины. Рентабельность еще не позволяет платить за лизинг 25-33% по рублевым кредитам и 18-21% -- по валютным.<BR><BR><B>Федеральный центр</B><BR>Проекты создания арендных предприятий просчитывают не только частные инвесторы, в прошлом году об этом задумалось и государство. Российское дорожное агентство собирается построить сеть арендных центров по все стране. И оснастить их современной техникой преимущественно американского и германского производства. На это предполагается потратить около $30 млн.<BR>Основная функция центров -- предоставлять в аренду технику дорожным организациям, осуществляющим строительство объектов федерального значения. Например, кольцевой автодороги в Петербурге.<BR>К 2007 году ФГПУ "Росдорлизинг" планирует создать пять арендных центров. Один из них откроется в Северо-Западном федеральном округе, в Петербурге.<BR><BR><B>Начало положено</B><BR>Впервые специалисты заговорили о появлении рынка аренды дорожной и строительной техники в России лет 10 назад. Строительные компании начали активно избавляться от основных средств, продавая их или переводя на баланс дочерних предприятий. Расходы на содержание сервисных служб, ремонта машин, уплату налогов на имущество легли на плечи компаний-арендодателей. Этим строители пытались поднять показатели рентабельности, чтобы проще было привлечь кредиты на строительство.<BR>На первый взгляд, арендные компании напоминают существующие с советских времен УМы (Управление механизации). Они обеспечивают строительную индустрию машинами и оборудованием.<BR>Но действительная привлекательность этого бизнеса -- в способности получать доход путем предоставления в аренду новой современной техники.<BR>Существенное отличие такого подхода в том, что лизинг предполагает ускоренную амортизацию, и дорогостоящая техника списывается в несколько раз быстрее.<BR>После погашения долга лизинговой компании арендодатель может продать кран, каток и другой механизм на вторичном рынке.<BR><BR><B>Пример для подражания</B><BR>В Европе компании-арендодатели стараются полностью обеспечивать объекты строительства техникой и инструментами. Строительная компания заказывает, что ей нужно у арендодателя. Он рассчитывает потребление механизмов, расходных материалов, индивидуальных средств защиты. Затем к определенному сроку арендодатель поставляет необходимые материалы и оборудование на объект строительства.<BR>Российские коллеги по бизнесу пока не могут предложить такой сервис клиенту. В распоряжении большинства предприятий лишь несколько единиц техники. Причем большей частью устаревшей как морально, так и физически.<BR>Этим объясняется слабое техническое обеспечение применения новых технологий при выполнении дорожных работ. По данным ФГУП "Росдорлизинг", парк техники в распоряжении дорожных хозяйств обеспечивает применение новых технологий, современных материалов и прогрессивных конструктивных решений не более чем на 10%.<BR><BR><B>Направления бизнеса</B><BR>Арендодатели развивают три основных направления -- подрядное, оперативного лизинга и розничное.<BR>Подрядное направление -- сдача в аренду техники с оператором и ее обслуживание.<BR>Например, операции со строительными грузоподъемными машинами контролируются Госгортехнадзором России.<BR>Этот орган следит за состоянием техники, за тем, чтобы ее эксплуатировали специально обученные и аттестованные специалисты. Арендное предприятие периодически должно проходить освидетельствования, обследования этих машин.<BR>Например, правила Госгортехнадзора требуют при передаче мобильного крана в аренду перерегистрировать его на получателя. И он должен заново провести весь комплекс освидетельствований машины и аттестацию специалистов.<BR>С принятием Гражданского кодекса компании-арендодатели могут предоставлять краны в аренду с оказанием услуг по обслуживанию, эксплуатации и управлению. То есть, по сути, это уже не аренда, а выполнение подрядных работ.<BR>Оперативный лизинг -- сдача в аренду техники без оператора и ее обслуживание.<BR>В отличие от предыдущего направления, здесь возникает проблема небрежного отношения арендатора к машинам. Что ускоряет износ механизмов и приводит к дополнительным расходам на текущий ремонт.<BR>Розничное направление -- услуги по аренде инструмента физическим лицам и строительным бригадам. Машины, оборудование для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, машины для землеройных работ, подъема и транспортировки грузов в основном заказывают крупные организации -- фирмы с кредитной историей, с расчетным счетом в банке, с репутацией, именем в городе. А за строительным инструментом -- ручными вибраторами, дрелями, перфораторами -- зачастую приходят физические лица. И здесь кроме риска порчи оборудования арендодатель вынужден учитывать риск его утраты.<BR>Чтобы избежать этого риска, инструмент обычно сдается в аренду под 100%-ный залог его стоимости. И это основной фактор, сдерживающий развитие этого сектора.<BR>Наибольшие усилия в области развития аренды операторы рынка сейчас прикладывают к раскрутке оперативного лизинга. В расчете на то, что в ближайшей перспективе (3 года) именно это направление будет приносить наибольший доход.<BR>Количество потенциальных клиентов и частота аренды в этом сегменте рынка растут быстрее, чем в двух других секторах.<BR>Наибольшим спросом в Петербурге пользуются машины для ремонта, строительства, реконструкции автомобильных дорог и землеройных работ.<BR>