00:0029 марта 200200:00
13просмотров
00:0029 марта 2002
Италия-Франция, 1983
<BR><BR>Италия-Франция, 1983<BR><B>Режиссер: Федерико Феллини</B><BR>В ролях: Пина Бауш, Колин Хиггинс,<BR><B>Филип Локк</B><BR>Фильм, мягко говоря, не новый, однако показан он будет на следующей неделе пусть не в новой версии, но в новом качестве и контексте. В Петербург приезжает мировая кинозвезда -- старый сказочник Тонино Гуэрра -- сценарист Феллини, Антониони, Тарковского, братьев Тавиани, подаривший нам "Блоу Ап" и "Амаркорд". К этому приезду приурочена неделя кинопоказов в Доме кино.<BR>Так вот, "Корабль", выбранный наравне с такими фильмами, как феллиниевский же "Джинджер и Фред", "Красная пустыня" (Микеланджело Антониони), "Ностальгия" (Андрея Тарковского), "Долгое путешествие", "Лев с седой бородой" (оба -- Андрея Хржановского), сейчас, пожалуй, смотреть будет интересней всего. Отношение к Феллини в России изменилось по сравнению с ситуацией десятилетней, а тем более двадцатилетней давности. Дело в том, что когда-то в "Сладкой жизни" видели прежде всего сладкую жизнь, изысканное зазеркалье, недоданный европейский декаданс. Амбивалентный, в принципе, персонаж Марчелло воспринимался как однозначно положительный герой своего времени. В порыве прекраснодушия советский зритель охотно прощал "Ночам Кабирии" сентиментальность, а "Дороге" -- запредельные, индийского пошиба, мелодраматизм и переигрывание. Имя Феллини для советских интеллигентов располагалось где-то за облаками, по соседству с Антониони, Висконти, Годаром и Фасбиндером. Вкусы шестидесятников на какой-то момент в недавней истории нашей страны казались определяющими -- голодное до искусства общество смаковало броскую, пышную барочность и наивное циркачество картин Феллини. Затем, как писали в романах, "прошли годы". Новый зритель предпочитает формальную изощренность, новизну идей, собранность, экономию изобразительных средств, когда речь идет об интеллектуальном кино. Или отработанный до совершенства голливудский схематизм с демократически, то есть кассово, выбранными звездами в главных ролях, когда хочется чистого развлечения. А если душе угодно именно барочности, так на то есть Гринуэй. При этом даже поклонники признавали, что поздний Феллини "местами уже немного чересчур". "И корабль плывет" относится именно к этому позднему периоду. Не страдавший от скромности маэстро любил черпать темы своих фильмов из личной жизни, страхов, фантазий, не скрывая источника, а скорее даже гордясь этим "безотходным производством". Но "Корабль" имеет в основе не интимные страсти автора, а коллективный трансатлантический архетип: роскошный океанский лайнер как модель общества, обреченного пойти ко дну. Обилие пассажиров -- персонажей, перебирающихся из Старого в Новый Свет -- дало Феллини возможность предаться другому любимому занятию -- изображению уродцев всех мастей, ходячих карикатур, осененных не любовью, но искренним интересом художника. А отдельные кадры оправдают ваш поход в кино. 1.04. -- 19.00 Дом кино, 3.04. -- 19.00 "Родина", 6.04. -- 20.30 "Родина"<BR><B>Артур Рымбович</B>