Тайна "зеленой феи" кружит голову бизнесменам

Блестяще! -- воскликнул Эрих Мария Ремарк в тишине маленького гамбургского пивного бара Absolute. Посетители удивленно обернулись. Знаменитый писатель не выдержал, попробовав в первый раз настоящий абсент.

<BR><BR>Блестяще! -- воскликнул Эрих Мария Ремарк в тишине маленького гамбургского пивного бара Absolute. Посетители удивленно обернулись. Знаменитый писатель не выдержал, попробовав в первый раз настоящий абсент.<BR>В современной России этот горький напиток появился год назад. По данным Государственного таможенного комитета России, в 2001 году в Россию было завезено 36 тысяч литров импортного абсента. Большая часть осела в Москве, но кое-что текло по усам и в Петербурге. По данным местных оптовых компаний, торгующих алкогольными напитками, в Северной столице в прошлом году было реализовано приблизительно 2000 литров абсента.<BR>Менеджеры петербургских оптовых алкогольных компаний прочат абсенту большое будущее, так как им совершенно точно известен один незыблемый принцип: то, что запрещено, интересно всем. Абсент как нельзя лучше подходит под определение запретного плода. Он долгое время был запрещен к производству и употреблению и до сих пор окружен аурой таинственности. Однако, как оказалось, ничего таинственного и запретного в современном абсенте уже нет.<BR><BR><B>Его величество</B><BR>Согласно дошедшим до нас историям, предок абсента начали изготавливать еще в XVI веке французские монахи. Позже, в 1797 году, швейцарец Анри-Луи Перно наладил промышленное изготовление этого напитка, и постепенно абсент стал завоевывать сердца жителей всей Европы. В дореволюционной России абсент употреблялся почти так же активно, как и в других странах. Тем более что он был гораздо дешевле других элитных напитков.<BR>Абсент -- это крепчайший алкогольный напиток, который готовится на основе аниса и полыни, которая и придает напитку специфический горький вкус. Высококачественный абсент -- изумрудного цвета. Крепость его почти в 2 раза больше водки: 70 градусов. А в начале XX века были сорта крепостью до 85 градусов. Основное свойство абсента, привлекавшее избалованное европейское общество, -- это его веселящее действие.<BR>Абсент содержит туйон -- вещество, которое по своему химическому составу близко к тетрагидроканнабиолу. Это химическое соединение, в свою очередь, содержится в марихуане и гашише. Именно туйон был причиной веселья людей, попробовавших абсент. Кроме того, начинавшие употреблять этот напиток регулярно привыкали к нему, ловили кайф и становились зависимыми.<BR>Эти почти наркотические свойства и стали причиной запрета напитка в 1905 году в Швейцарии, а чуть позже и в других странах Европы, к великому разочарованию европейского общества.<BR>Эдуард Мане, Пабло Пикассо, Поль Гоген, Эдгар Алан По, Оскар Уайльд -- вот далеко не полный перечень известных людей, увлекавшихся "зеленой феей" (так тогда называли абсент). Рассказывают, что Мопассан, слывший известным сердцеедом и ловеласом, признавался, что ради этого напитка готов забыть о пристрастиях к слабому полу. А знаменитый Эрнест Хемингуэй, напившись горького напитка, отваживался бегать по улицам Мадрида впереди стада разъяренных полудиких быков.<BR><BR><B>Современный брат</B><BR>Сегодня намного легче сосчитать страны, в которых производство абсента разрешено, чем те, в которых оно запрещено. В Европе его производят в Испании, Андорре и Чехии. Современный абсент сильно отличается от своего предка. Самое главное -- в соответствии с требованиями различных комиссий Евросоюза в нем до минимума сокращено содержание веществ, вызывающих необузданное веселье и привыкание. Сегодня напиток уже не оказывает сильного психотропного воздействия. Кроме того, современный абсент по крепости уже редко превышает 70 градусов. И, наконец, если раньше абсент считался одним из самых дешевых алкогольных напитков, сегодня по цене его можно сравнить с виски и ромом, а значит, массового распространения он не получит.<BR>В России ни производство абсента, ни его потребление не запрещено. По ГОСТу он проходит под грифом "Настойка горькая". Примечательно, что два московских завода -- ООО "Родник и Ко" и ООО "Аметист" уже начали производство этого напитка. Они выпускают абсент двух сортов: "Винсент Ван Гог" и "Вкус Истории". Поговаривают, что на московских дегустациях российские абсенты по популярности обгоняют испанские и чешские. Александр Скворцов, брэнд-менеджер департамента маркетинга ЗАО "Сварог", рассказал "ДП", что содержание туйона, в частности, в абсенте "Ван Гог" выше, чем в западных напитках, ведь отечественные производители не связаны требованиями Евросоюза. Не исключено, что именно это и стало причиной их столичной популярности.<BR><BR><B>Таинственный Петербург</B><BR>В Петербург, как и в другие города России, вначале привозили чешский Hills Absinth, бутылка которого стоила около 2000 рублей. Сегодня в основном продают абсент испанского производства Xsantia, он дешевле чуть ли не в 2 раза, а потому пользуется большим спросом. Если еще в начале 2001 года этот напиток в Петербург поставляли три-четыре оптовые компании, то сегодня им занимаются около половины петербургских алкогольных оптовиков. Большинство из них счастливо, что абсент имеет такую запутанную и таинственную историю: аура увеличивает продажи. <BR>Наибольшего успеха в использовании таинственного имиджа горького напитка в Петербурге достигли в ООО "Ост-Вест". Эта компания является владельцем закрытого Абсент-клуба. В клуб не войти с улицы: его администрация сама ищет клиентов и посылает им приглашения. Ольга Соколова, коммерческий директор ООО "Ирком-Нева", поставляющего абсент в клуб и входящего в ассоциацию "Ост-Вест", объяснила эту таинственность просто: "Абсент -- довольно загадочный напиток, а секретность скорее создает сам клуб, чтобы заинтриговать и завлечь клиентов". По ее словам, подобная стратегия оправдывает себя и клуб не жалуется на отсутствие клиентов. Кстати, исторической загадочностью абсента пытаются воспользоваться и почти все без исключения оптовые компании. Александр Скворцов считает, что таинственность напитка -- это довольно важная и значительная деталь. "Мы недавно включили абсент в ассортимент, но в рекламной кампании обязательно учтем исторически сложившуюся загадочность напитка", -- рассказал он. (И.Х.)<BR>