Кирилл Рагозин: "Это поле, на котором нет сильных игроков"

Холдинг "Веда-Система", владеющий крупнейшим водочным производством в Ленобласти, начинает реализовывать ряд крупных и амбициозных проектов в других сферах бизнеса.

<BR><BR>Холдинг "Веда-Система", владеющий крупнейшим водочным производством в Ленобласти, начинает реализовывать ряд крупных и амбициозных проектов в других сферах бизнеса.<BR>Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту "ДП" рассказал председатель совета директоров холдинговой компании "Веда-Система" Кирилл Рагозин.<BR><BR>-- Расскажите о новом стекольном проекте Вашей компании, который планировалось реализовать в Новгородской области.<BR>-- Это наш самый перспективный проект -- строительство высокотехнологичного завода по производству листового стекла, равных ему в России нет. Мы решили строить его в Подмосковье.<BR>Нам стоило больших усилий достигнуть соглашения с британской компанией Pilkington plc. Работа длится 1,5 года. И еще 2,5 года займет строительство. В июне начнется строительство. Соглашение о стратегическом партнерстве между нашими компаниями было подписано около 5 месяцев назад, и детали проекта мы еще не готовы открыть.<BR><BR>-- Вы будете соинвесторами проекта?<BR>-- Да, но контрольный пакет акций будет у иностранной компании, так как они владеют технологией. Третьим участником предприятия станет Раменский ГОК.<BR><BR>-- Что Вас заинтересовало в этом проекте? Он же не связан с водочным бизнесом?<BR>-- "Веда-Система" -- это производственный холдинг. Он владеет пакетами акций нескольких компаний из разных сфер экономики. В числе прочих -- водочный завод в Кингисеппе ЗАО "Веда", где нам принадлежит контрольный пакет акций. В настоящее время холдинг не принимает оперативного участия в его деятельности. Предприятие встало на ноги и успешно работает. А у нас появилась возможность заняться более значимыми по масштабам инвестиционными проектами. Так, в Кингисеппе появился стекольный завод, строительство первой очереди которого завершается нынешней весной. Контрольный пакет акций принадлежит "Веда-Системе". Объем инвестиций в первую очередь "Веда-ПАК" составил около $30 млн. На создание второй потребуется еще $20 млн. В настоящее время идут переговоры со Сбербанком, который готов участвовать в финансировании. Реализация этих проектов позволит нам выйти на новый уровень бизнеса. Мы решили сконцентрировать силы и средства на этой программе. Холдингом были проданы медицинские клиники, в том числе клиника Пирогова, и предприятия по хранению и транспортировке мяса в Ленобласти.<BR><BR>-- Кто выполнял функции генподрядчика стекольного завода?<BR>-- Вначале подписали договор со СМУ-13. Это структура "Метростроя". Но мы остались не удовлетворены работой этого предприятия и расторгли контракт. Функции генерального подрядчика выполняем самостоятельно.<BR><BR>-- Недавно ЛВЗ "Веда", входящий в холдинг, объявил о двукратном увеличении объема сбыта водочной продукции. За счет чего?<BR>-- В мае завершится реконструкция и будет введена новая, четвертая по счету, современная автоматизированная линия. Ведется работа по сертификации производства по международным стандартам качества ISO 9000:2000. Все это вместе с новой схемой логистики и менеджмента создало предпосылки для увеличения объемов. По объему производства в 2001 году он стал шестым из всех российских ликероводочных заводов.<BR>Программа развития -- дальнейший рост производства. В ближайшее время завод представит две новые торговые марки водки: в феврале -- "Вальс Бостон" и в апреле -- "Матрица". Больше года ведется работа над экспортной программой.<BR>Дизайн бутылки новой марки оказался настолько сложным, что трудно было найти предприятие для выпуска промышленных партий. Выполнить контракт взялась французская компания, производящая флаконы для духов. Сегодня мы завершаем подготовительные работы и уже в конце года планируем начать экспорт в Соединенные Штаты. Подписан контракт с маркетинговым подразделением компании Ernst & Young на разработку программы продвижения Veda Vodka в США. Пришли к соглашению с двумя крупными дистрибьюторами на следующих условиях: мы гарантируем в определенных объемах инвестиции в рекламу нашего брэнда, они гарантируют покупку соответствующего объема водки.<BR><BR>-- Какую долю от внутреннего сбыта составит экспорт?<BR>-- Пока не более 5%.<BR><BR>-- Будет ли Veda Vodka продаваться на внутреннем рынке?<BR>-- Мы еще не решили. Возможно.<BR><BR>-- У Вас много водочных брэндов. Вы не можете угадать, какие брэнды оставить, или это особенность местного рынка?<BR>-- В 1995-1996 годах для успешного существования на рынке требовалось предлагать рознице широкий ассортимент.<BR>У "Веды" тоже останется не больше трех. Она их ищет. Один брэнд уже найден -- это "Русский размер". В Москве на его долю приходится три четверти заказов.<BR><BR>-- В числе проектов холдинга -- строительство гостиницы в здании общежития СПбГУ на Петроградской стороне. Он не заморожен?<BR>-- В декабре прошли Инвестиционно-тендерную комиссию. Здание, на месте которого появится отель, администрация города передаст в наше ведение после того, как мы предоставим современное общежитие для студентов СПб госуниверситета. Прежде чем провести капитальный ремонт и сдать помещения учебному заведению, мы должны освободить жилой дом на Васильевском острове. А для этого -- расселить и предоставить хорошие квартиры всем его жильцам. <BR>Я оцениваю этот проект на нынешнем этапе как не самый удачный, так как слишком долго тянется процедура согласований. Тяжело удовлетворить все требования руководства университета. Но в результате мы нашли приемлемое решение.<BR><BR>-- К юбилею города, как планировалось, гостиницу построите?<BR>-- Летом мы освободим здание будущего отеля и уже в сентябре-октябре начнем реконструкцию. Похоже, выглядеть это будет так: все сломать и заново построить. Здание находится в аварийном состоянии. Фундаменты старые, в некоторых местах деревянные. Крыша -- течет. Балконы -- обваливаются. Новое сооружение будет удачно вписано в архитектурную среду города. Заказчиком выступит английская компания "Бовис". Мы отдали предпочтение этой фирме, так как она гарантирует выполнение срока сдачи объекта в эксплуатацию.<BR>Бюрократическая волокита в ходе проведения согласований и длительной процедуры расселения не позволит нам ввести отель к 300-летию Петербурга, как это было запланировано. Но уже в конце 2003 года отель будет построен.<BR>Название отеля будет объявлено позже. Это связано с тем, что сначала мы подписали контракт на франчайзинг с группой Swiss Hotel. Но она принадлежала авиакомпании SwissAir, которая чуть было не обанкротилась. Чтобы закрыть долги, отельная группа была продана сингапурской фирме, и наш контракт был аннулирован. Но, похоже, мы договорились с группой Marriott Hotel.<BR><BR>-- Проект строительства отеля нужен для имиджа? Или Вы верите и в его экономическую состоятельность?<BR>--Там открытые цифры.<BR>Понятно, что в России существуют более прибыльные предприятия. Но мы занимаемся производством, и сроки окупаемости наших крупных проектов вполне сопоставимы. Новое направление деятельности позволяет диверсифицировать инвестиции.<BR>Соглашения с крупнейшими компаниями мира оказывают положительное влияние на репутацию "Веда-Системы" в обществе. Но хотел бы обратить внимание на тот факт, что крупные сделки -- это итог, внешняя сторона серьезной подготовительной работы. Именно по этой причине мы хотели бы обратить внимание прессы на то, что заявления "водке разрешили строить отель" по меньшей мере некорректны.<BR>-- Вы считаете, что имидж водочных королей в нашей стране негативен?<BR>-- Не я -- так считают другие. В первые годы создания рыночной экономики развивать бизнес в долгосрочной перспективе не представлялось возможным. Зарабатывали те, кто жил одним днем. Водочная продукция была одной из самых ликвидных. Это и привлекало всевозможных авантюристов. Отрасль превратилась в криминальную. С тех пор за водкой тянется шлейф темных историй. Но сейчас ситуация на рынке принципиально изменилась. Вся продукция стала легальной, закрыты все "подпольные" заводы, потому что не платили налоги. Отозваны лицензии у предприятий, занимавшихся махинациями. Этот процесс будет нарастать и в будущем. Останутся не больше десятка мощных компаний, заботившихся о качестве продукции, ее продвижении и сбыте, инвестировавшие средства в технологии и оборудование.<BR><BR>-- Значат ли Ваши слова, что Вы внутренне готовы уступить производство водки и заняться другими проектами?<BR>-- Да, принципиально -- готов. Сегодня мы заняты более интересными проектами. Одно из таких направлений -- это производство стекла.<BR>Мы оцениваем новый для нас рынок как необъятный. Стекольная промышленность России по большей части представляет собой заводы послевоенной постройки, с морально устаревшим оборудованием и технологиями, низким качеством выпускаемой продукции. Это поле, на котором нет сильных игроков. Поэтому у нас будет запас времени на то, чтобы набраться опыта.<BR>Английская компания Tutssels разработала для нас брэнд Veda Vodka. Эта фирма известна разработкой торговых марок Guiness, Smirnoff Ice.<BR>Существовало мнение: чем больше сортов производишь, тем больше зарабатываешь. На Западе каждый производитель имеет один-два брэнда.<BR>Сумма инвестиций в отель -- $52 млн. Срок окупаемости -- 7 лет. Мы считаем, что это хороший бизнес.<BR>Ликероводочный завод "Веда" хотя и первое наше предприятие, но на сегодняшний день не самое крупное. Интересы "Веда-Системы" значительно шире.<BR>На водочном рынке раньше было 700 заводов, а осталось около 50 крупных. А на рынке стекла через какое-то время могут остаться только две компании, как это принято во всем мире.<BR>