"Арсенал" вооружает бизнес компрессорами

ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал" приступило к серийному выпуску новых моделей воздушных компрессоров. Завершенная программа модернизации производства позволит увеличить выпуск этого вида продукции на 70%. Объем инвестиций на предприятии не называют

<BR><BR>ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал" приступило к серийному выпуску новых моделей воздушных компрессоров. Завершенная программа модернизации производства позволит увеличить выпуск этого вида продукции на 70%. Объем инвестиций на предприятии не называют.<BR>Объем сбыта компрессоров достигает нескольких миллионов долларов в год.<BR>Предприятие обновило весь ассортиментный ряд производимых компрессорных станций. Электрическая и дизельная станции нового образца уже запущены в производство. Во втором полугодии начнутся испытания шахтного компрессора.<BR><BR><B>Гонка за рынком</B><BR>"Сейчас для производителей очень благоприятная ситуация, рынок развивается быстрее, чем производство. Поэтому особо острой конкуренции нет, производители соревнуются в том, кто скорее успеет выдвинуть на рынок современные модели", -- поясняет Антон Ващилло, директор компрессорного завода ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал". Это самостоятельное структурное подразделение было создано на базе компрессорного производства "Арсенала" весной прошлого года. Для освоения новой продукции пришлось решать не только технические и маркетинговые, но и организационные задачи.<BR><BR><B>От сложного к простому</B><BR>"Компрессоры "ЗИФ" на нашем заводе выпускали с 1931 года, и последнее серьезное обновление моделей произошло в 80-е годы", -- рассказывает Ващилло. "Это машины мощные, надежные, но рынок требует другое оборудование. Сейчас нужны станции с пониженным уровнем шума, меньшие по массе и габаритам, более простые по конструкции".<BR>Руководители компрессорного завода приняли решение снизить долю оригинальных деталей станций (в старых моделях она достигала 90%). Теперь подавляющая часть комплектующих унифицирована с деталями других заводов-производителей. Это потребовало нового подхода к планированию производства, логистике, управлению финансовыми потоками. Увеличение объема поставок извне тем не менее не превратило завод в "отверточное" производство.<BR>"Мы сами выпускаем главный узел станции, компрессорный блок. Наше ноу-хау -- профиль винтов компрессора, который проектировали для нас в Англии. Завод закупил техническое решение вместе с оборудованием для его производства, линия работает под наблюдением разработчиков", -- говорит Антон Ващилло.<BR>Упрощение конструкции привело к некоторому сужению функциональных возможностей арсенальских компрессорных станций, зато, по мнению разработчиков, позволило удешевить их производство и техническое обслуживание.<BR><BR><B>Идеи Форда не живут</B><BR>При этом на компрессорном заводе ОАО "Арсенал" переходят от конвейерной, самой экономически выгодной схемы организации работ на схему, при которой один рабочий ведет изделие до конца технологического процесса. "Мы проигрываем в скорости сборки, зато повышаем ее качество", -- считает Антон Ващилло. "Арсенал" -- завод с давними традициями, здесь работает персонал очень высокой квалификации.<BR>Индивидуальный, не конвейерный подход повышает мотивацию рабочих, поддерживает имидж нашего "военного качества".<BR>Объем средств, вложенных ОАО "Машиностроительный завод "Арсенал" в создание новой структуры, не разглашается, так же как и срок окупаемости инвестиций. По словам директора компрессорного завода, после запуска в производство всех новых моделей сбыт должен вырасти не менее чем на 70%.<BR><BR><B>Рынок наш</B><BR>Российские производители до сих пор удерживают рынок промышленных воздушных компрессоров, несмотря на экспансию со стороны украинских и итальянских производителей. Лишь в узком сегменте бытовых компрессоров, работающих от сети в 220 вольт, импортная техника занимает значительную долю.<BR>Цена промышленных компрессоров колеблется от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, в зависимости от типа и мощности.<BR>Крупнейшие российские производители компрессоров: ОАО "Компрессор", ОАО "Невский завод", ОАО "МЗ "Арсенал" (все -- Петербург), а также завод ОАО "Пензкомпрессормаш" (Пенза), ЗАО "Уралкомпрессормаш" (Екатеринбург), ОАО "Краснодарский компрессорный завод" (Краснодар).<BR>Кроме того, сейчас многие непрофильные предприятия занимаются сборкой компрессоров из готовых узлов и деталей.