Бизнес-похмелье -- новый взгляд на старые вещи

С одной стороны, праздничное время приносит в бизнес затишье. С другой -- именно после массового отсутствия сотрудников на рабочих местах на поверхность выплывают проблемы, которые раньше были незаметны.

<BR><BR>С одной стороны, праздничное время приносит в бизнес затишье. С другой -- именно после массового отсутствия сотрудников на рабочих местах на поверхность выплывают проблемы, которые раньше были незаметны.<BR>Прежде всего затишье касается продаж. "Плановый" спад (примерно на 1/3) специалисты связывают с обильными выходными. Продавцы импортной продукции, не имеющие складского запаса, вынуждены на январь уходить в отпуск, поскольку поставки в связи с рождественскими каникулами партнеров возобновляются только к февралю.<BR>Со спадом борются лишь продуктовые магазины. К своим обычным продажам они возвращаются уже к 5 января. Суровая необходимость: продукты имеют чудесное свойство портиться.<BR>А вот динамика употребления такого праздничного продукта, как алкоголь, зависит от марки. Например, как заметил Владимир Ушаков, генеральный директор ООО "Русская вино-водочная компания-СПб", в январе падают продажи импортных марок портфеля компании. "Если же говорить о нашем базовом продукте -- водке "Флагман", -- что произойдет в этом январе, неизвестно. Но в 2000 и 2001 годах рост продаж в это время, как ни странно, рос, а не замедлялся, -- рассказывает Владимир Ушаков. -- Это связано и с относительно свободной нишей low-premium класса, и с тем, что "Флагман" все еще является растущим брэндом".<BR><BR><B>Праздник каждый день</B><BR>В некоторых компаниях декабрьский режим цейтнота привел к тому, что руководство решило сохранить пожарный режим в обычное время. Это, например, стоит в январских задачах топ-менеджмента сети магазинов "Пятерочка". В декабре "Пятерочке" пришлось перейти на новые схемы работы, в частности ночную доставку, которая свела на нет перебои с основными продуктами. Теперь "праздничный" вид доставки станет будничным. Кроме того, при обычном штатном расписании в 12-15 человек на один магазин, руководители "Пятерочки" столкнулись с тем, что к праздникам болезни и прочие недуги "сократили" количество работников магазинов на несколько человек -- при этом оставшиеся продавцы справлялись с работой. В итоге в январе будет пересмотрено штатное расписание сети "Пятерочка", в том числе в целях выделения кадрового резерва для новых магазинов.<BR>В отраслях, где наблюдается традиционный январский спад продаж, в постновогодний период проходят тренинги по продажам. Вообще, как замечают психологи, наибольший спрос на консалтинговые услуги приходится на январь-февраль. Речь идет в том числе о тренингах по построению команды и другим внутрикорпоративным задачам.<BR><BR><B>Скованные одной кружкой</B><BR>Психологи утверждают, что в целях реабилитации корпоративного духа после Нового года должен произойти если не тренинг, то хотя бы неформальная встреча сотрудников. Например, по мнению Михаила Бородянского, президента Психологического фонда "Имаго", нелишне было бы собраться всем вместе уже в первый рабочий вечер, который позволил бы снова стать командой.<BR>Длительные праздники, разрушая выстроенные иерархические цепочки и собственно команду, одновременно гарантируют появление (хотя бы со временем) свежих идей, а также сохранение лояльности к компании. И напротив, "лишние рабочие дни", такие как 3, 4, 5 января, отнюдь не влияют на терпимость сотрудников, не говоря уже о том, что в такие дни рабочая атмосфера психологически невозможна.<BR>По мнению Сергея Сергеева, директора Института личности, полноценные праздники помогают выйти из зимней депрессии и открыть для себя "свежее дыхание". С другой стороны, если работник не удовлетворен своей работой и воспринимает ее как бремя, то праздники как раз и станут последней каплей.<BR><BR><B>Психологический барьер</B><BR>После Нового года страдают не только сотрудники, вкусившие свободу, но и руководитель. Как правило, в желании быстро вернуть все на свои места он может вести себя слишком неадекватно, в то время как психологи рекомендуют ему быть внимательней к своим сотрудникам и восстанавливать нарушенную субординацию как можно мягче. В противном случае, по мнению Бородянского, после Нового года возникает атмосфера, психологически благоприятная для увольнения.<BR>Постновогодняя ротация персонала связана и с другими причинами. Например, c повышением, кроме того, к концу года заканчиваются контракты, которые в январе могут не возобновляться, начинаются новые проекты, требующие кадровых перестановок и пр. По наблюдениям менеджера по персоналу фирмы "Кей" Богдана Большакова, если в декабре поиски работы почти не ведутся, то в январе интерес к смене работы возобновляется, эта волна продолжается до марта. Впрочем, по наблюдениям Натальи Папоновой, консультанта по управлению человеческими ресурсами фирмы "Алеко", в январе сотрудники компаний еще пожинают плоды новогодних бонусов, а также ждут подведения финансовых итогов, "тринадцатой зарплаты", до которой они предпочитают оставаться на местах.