"Славнефть" метит на трон

ОАО "НГК "Славнефть" намерено приобрести топливное подразделение петербургского холдинга "Фаэтон". Сумма договора может составить как минимум $20 млн.

<BR><BR>ОАО "НГК "Славнефть" намерено приобрести топливное подразделение петербургского холдинга "Фаэтон". Сумма договора может составить как минимум $20 млн.<BR>С учетом этой сделки и программой строительства автозаправочных станций компания "Славнефть" может занять в 2002 году около 50% петербургского розничного рынка нефтепродуктов.<BR>Об этом сообщил Михаил Гуцериев, президент ОАО "НГК "Славнефть", во время своего визита в Петербург на прошлой неделе. Однако большинство петербургских журналистов восприняли данное заявление как оговорку и не обратили на это внимания. Причина -- официальное объявление неделей ранее о подписании франчайзингового договора между "Славнефтью" и "Фаэтоном".<BR>Тем не менее вице-губернатор Петербурга Юрий Антонов, с которым встречался Михаил Гуцериев, подтвердил "ДП" информацию о ближайших планах "Славнефти". "Президент "Славнефти" вполне определенно сказал мне о своем желании приобрести весь топливный бизнес "Фаэтона", -- говорит Юрий Антонов. -- По их договоренности "Фаэтон" какое-то время будет эксплуатировать продаваемую сеть автозаправочных станций на правах управляющей компании".<BR>Предполагается, что в собственность "Славнефти" перейдут 35 АЗС и 16 бензовозов "Фаэтона".<BR>ВИНКи идут!<BR>"Петербург продолжает оставаться лакомым куском для вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), -- говорит Светлана Снигирь, генеральный директор коммерческой информационной службы "Купол". -- Во-первых, это второй по величине рынок в стране. Во-вторых, город интересен нефтяникам как экспортное окно. Поэтому они и пытаются активно закрепиться на Неве. Так или иначе, захват нефтяными компаниями городского рынка произойдет, поэтому на пике их интереса топливные операторы могут выгодно продать бизнес. Я предполагаю, что решение о продаже топливного бизнеса руководство "Фаэтона" приняло в связи с диверсификацией бизнеса холдинга".<BR>В конце этого года было объявлено о том, что "Фаэтон" в составе консорциума стал победителем в тендере на право реставрации Константиновского дворца, проекте государственного значения. Также стало известно, что "Фаэтон" намерен стать управляющей компанией ОАО "Планета" (Новгород) и ОАО "Уссольесимбурский химфармкомбинат" (Иркутск). Оба предприятия находятся в тяжелом экономическом положении. "Планета" специализируется на выпуске комплектующих для электронной техники, Уссольесимбурский химфармкомбинат до недавних пор был одним из крупнейших в РФ производителей лекарственных субстанций, а сейчас находится в процессе банкротства.<BR>К тому же 2 года назад "Фаэтон" приобрел у ОАО "Петродворцовый часовой завод" производство "Медтехника", занимающееся выпуском тонометров. Также в структуре холдинга есть подразделение, занимающееся добычей торфа, и большое автотранспортное предприятие.<BR><B>Большая политика</B><BR>Топ-менеджмент информацию о сделке комментирует обтекаемо. "Мы с господином Гуцериевым обсуждали много проектов, в том числе и эту тему, -- говорит Владимир Хильченко, президент холдинга "Фаэтон". -- Пока мы договорились о стратегическом партнерстве и подписали франчайзинговый договор. Для того чтобы оформить сделку купли-продажи, нужно провести очень много юридической работы. Но этот процесс не завершен, и если завтра нам предложат более высокую цену, то я не смогу отказать. Эти заявления господина Гуцериева можно расценить как политические, и в принципе они нам на руку". Не исключено, что Владимир Хильченко намекает на желание непетербургского руководства практически государственной (см. справку) "Славнефти" понравиться нынешнему Президенту РФ.<BR>По оценке специалистов топливного рынка, чистые продаваемые активы "Фаэтона" могут стоить около $20 млн, с учетом существующей работоспособной команды, выстроенной системы управления, прибыли будущих лет цена может вырасти до $30 млн.<BR>Владимир Хильченко не скрывает, что аналогичные переговоры велись и с крупнейшей российской нефтяной компанией "ЛУКОЙЛ". Но стороны не нашли общего языка.<BR>Один из топ-менеджеров "ЛУКОЙЛа" неавторизованно сообщил: "Славнефть" предложила "Фаэтону" в 2 раза больше, чем мы. "ЛУКОЙЛ" не собирается так переплачивать".<BR>Руководство "ЛУКОЙЛа" начиная с 1999 года активно вело переговоры с крупнейшими городскими нефтетрейдерами -- "Фаэтон", БФПГ, Петербургская топливная компания -- о стратегическом партнерстве. Но дальше этого дело не пошло. Топ-менеджмент НК планировал к концу 1999 года перевести под цвета компании треть городского рынка АЗС (100 станций).<BR><B>Конкуренты</B><BR><B>в напряжении</B><BR>Приход "Славнефти" в Петербург уже вызвал недовольство конкурирующих компаний. Недавнее заявление Андрея Шторха, вице-президента ОАО НГК "Славнефть", о том, что компания готова продавать бензин через свою розничную сеть на 50-70 копеек за литр ниже, чем другие петербургские трейдеры, вызвало оживленный резонанс в среде последних. По словам Олега Ашихмина, исполнительного директора ЗАО "Восход" и председателя некоммерческого партнерства "Нефтяной клуб Петербурга", это может привести к негативным последствиям. "Понижение "Славнефтью" цен на топливо вызовет ответную реакцию петербургских компаний: они будут вынуждены также снижать цены на топливо, -- говорит он. -- Петербургские трейдеры в настоящее время работают практически на границе рентабельности, и снижение прибыли практически сведет на нет их инвестиции в развитие".<BR>Председатель "Нефтяного клуба" обратился за помощью в Российский топливный союз (РТС), в рядах которого клуб состоит. Олег Ашихмин намерен инициировать встречу с Михаилом Гуцериевым, на которой члены РТС планируют обсудить возникшую проблему.<BR>Как говорит Олег Ашихмин, к тактике снижения цен на топливо "Славнефть" уже прибегала 1,5 года назад в Ярославле, где расположен ее НПЗ.<BR>Тогда все альтернативные топливные операторы Ярославля получали нефтепродукты с местного НПЗ по более высоким ценам, в отличие от собственных АЗС "Славнефти" или ее партнеров. Это привело к тому, что АЗС альтернативных трейдеров практически "высохли".<BR>По словам Светланы Снигирь, генерального директора КИС "Купол", на прошлой неделе в Петербурге франчайзи "Славнефти" торговали дизельным топливом по цене на 20-27 копеек ниже, чем средняя цена по городу, бензин марки Аи-92 торговался на 40-45 копеек за литр дешевле, чем средняя цена по городу. В КИС "Купол" отмечают, что АЗС "Славнефти" в Петербурге лидируют по показателю удельной прокачиваемости АЗС. Светлана Снигирь прогнозирует, что в 2002 году "Славнефть" с учетом приобретения АЗС "Фаэтона" (13,3% рынка) и выполнения программы строительства АЗС (восемь станций) может претендовать на 50% розничного рынка Петербурга.<BR><B>Через тернии к рынку</B><BR>Освоение топливного рынка Северо-Запада для "Славнефти" с самого начала идет не гладко. Осенью 2000 года в отношении двух подставных компаний, которым принадлежали нефтепродукты, продававшиеся на заправочных станциях, арендованных ООО "Линос" (франчайзинговый партнер "Славнефти" в Петербурге, первым согласившийся на сотрудничество), возбуждено уголовное дело по ст. 199 ч. 2 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупных размерах). При этом налоговики изъяли документы финансово-хозяйственной деятельности ряда компаний, включая "Линос" (см. "ДП" №188/01, www.dp.ru). Несмотря на то что долг относился к IV кварталу 1999 года, возбуждение дела по странному стечению обстоятельств совпало с официальным визитом президента "Славнефти" Михаила Гуцериева в Петербург для подписания договора о сотрудничестве с администрацией города в октябре 2000 года. В августе текущего года "Славнефть" постигла еще одна неприятность. Тогда через сеть АЗС ООО "Линос" был реализован некачественный бензин Аи-92. В ходе проверки, проводившейся при содействии правоохранительных органов, установлено, что вредные химикаты попали в отправленную из Ярославля цистерну с бензином на одном из железнодорожных перегонов в Ленобласти (см. "ДП" №155/01, www.dp.ru).<BR>Руководство "Славнефти" в этом ЧП увидело факт недобросовестной конкуренции. По словам Андрея Шторха, в настоящее время трое подозреваемых по делу отпущены, и оно перешло в разряд так называемых "висяков".<BR>В ноябре этого года на АЗС "Славнефти" было обнаружено мощное взрывное устройство, эквивалентное 800 г тротила. Также в этом месяце, через день после появления в СМИ информации о стратегическом партнерстве между "Славнефтью" и "Фаэтоном", в офисы последнего нагрянула налоговая полиция. Руководство "Славнефти" в очередной раз было вынуждено выступить с заявлением о недобросовестных происках конкурентов.<BR><B>Справка</B><BR>Владельцами холдинга "Фаэтон" в соотношении 50% на 50% являются Владимир Хильченко и Сергей Снопок, президент и вице-президент холдинга соответственно. Основными акционерами ОАО "НГК "Славнефть" являются союзные государства -- Россия и Белоруссия. Госкомимуществу Российской Федерации принадлежит 55,27% акций "Славнефти", Российский фонд федерального имущества (РФФИ) владеет 19,68%, Мингосимущества Республики Беларусь -- 10,8%. Компания реализует топливо через сеть из 480 АЗС на территории России и Белоруссии, из них 100 -- на Северо-Западе РФ.<BR>