Государственная регистрация юридических лиц

Принят Закон от 08.08.01 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Что изменилось?

<BR><BR>Принят Закон от 08.08.01 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Что изменилось?<BR>Закон о государственной регистрации юридических лиц (далее -- Закон) предназначен для того, чтобы заменить разношерстные акты о государственной регистрации юридических лиц, принятые в субъектах Федерации и трактующие эту регистрацию по-своему.<BR>С принятием Закона так и остался неразрешенным вопрос о том, кто же будет осуществлять государственную регистрацию юридических лиц. Интрига в том, что ее хотели поручить налоговым органам. Так что перемены еще будут. Ведь в ст. 2 Закона регистрирующий орган так и не определен. Слово за Правительством России.<BR>Пожалуй, основной недостаток Закона состоит в том, что в нем отсутствует регламентация многих вопросов, которые отданы на откуп Правительству. В результате Закон в весьма серьезной степени утрачивает качество акта прямого действия.<BR>Зато несомненным плюсом будет ведение единого в масштабах России государственного реестра юридических лиц. Правда, неясно, кто и за чей счет будет создавать этот реестр и как долго продлится его создание. В этот реестр вряд ли попадут индивидуальные предприниматели, регистрация которых обсуждаемым Законом вообще не предусмотрена.<BR>В будущий реестр должны быть внесены данные об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с последним осуществляется связь (п. 1 ст. 5 Закона). Здесь явно не все в порядке с понятиями. ГК говорит о месте нахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации. Закон же ведет речь о месте нахождения исполнительного органа юридического лица, которое одновременно объявляется и почтовым адресом общества. В результате без ответа остается вопрос, может ли юридическое лицо иметь почтовый адрес, отличный от места нахождения его исполнительного органа.<BR>Что же касается места государственной регистрации юридического лица, то в п. 2 ст. 8 Закона оно привязано к месту нахождения исполнительного органа, поскольку именно по этому месту и подаются документы о регистрации юридического лица. Таким образом, давняя коллизия о месте нахождения юридического лица разрешена в пользу места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа -- в пользу места нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.<BR>Теперь юридические лица должны предоставлять о себе сведения в реестр. Но вряд ли их заставит вносить эти сведения угрожающая фраза о том, что сведения реестра считаются достоверными до тех пор, пока они не изменены. Уволившийся по правилам КЗоТа генеральный директор не может быть насильно оставлен в должности. Он уволен и уже не несет ответственности за действия юридического лица. Возможность же ликвидации юридического лица за непредоставление о себе сведений Законом предусмотрена. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.<BR>Явно ухудшит положение регистрируемых юридических лиц необходимость нотариального удостоверения подписи заявителя о регистрации на соответствующем заявлении в регистрирующий орган. Четко определен и круг возможных заявителей. Правда, способно "подсластить пилюлю" то, что нужно только свидетельствовать подпись, а не нотариально удостоверять учредительные документы, что было во много раз дольше и дороже.<BR>Несомненно, приятной новостью является регистрация за 5 дней. Многие оценят и возможность направлять документы на регистрацию по почте, и недопустимость требовать предоставления документов, не названных в законе. Впрочем, последнее правило существовало и ранее, но не соблюдалось. Любопытно и то, что сам регистрирующий орган должен извещать другие государственные органы о регистрации. Однако остается неясным, кого и как должно извещать зарегистрированное юридическое лицо. Возможно, сохранится нынешнее положение, когда извещает и регистрирующий орган, и само юридическое лицо, причем последнее несет за это весьма строгую ответственность и одновременно лишено возможности нормально действовать до тех пор, пока всех не известит.<BR>Странно выглядит положение о том, что при создании юридических лиц могут быть представлены подлинники или нотариально удостоверенные копии учредительных документов (ст. 12, 14 Закона). Отличие подлинника от копии состоит в том, что на последней нет собственноручных подписей учредителей. Правильно ли регистрировать юридическое лицо на основании копии и где будут находиться подлинники? Как проверить, что подлинники вообще были подписаны и кем? Нет ответа.<BR>Основанием для отказа в регистрации может быть только непредставление всех требуемых документов и представление их в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 1 ст. 23). Таким образом, не могут быть основанием для отказа в регистрации противоречия учредительных документов действующему законодательству. Очевидно, при комплекте документов, поданных в надлежащий орган, но содержащих незаконные положения, регистрирующий орган не имеет права приостанавливать регистрацию и направлять документы на доработку. Ведь такая процедура Законом не предусмотрена. Да и как быть, если учредители не хотят вносить изменения в учредительные документы?<BR>Поэтому если в учредительных документах, по мнению регистрирующего органа, содержатся незаконные положения, то у него есть два выхода: либо зарегистрировать юридическое лицо в том виде, в каком оно подано, либо обратиться в суд с иском о признании учредительных документов недействительными (причем в срок, установленный для регистрации юридического лица).<BR>Закон вводится в действие с 1 июля 2002 года, и еще 6 месяцев отводится на то, чтобы юридические лица представили в регистрирующий орган сведения, которые должны быть включены в реестр. Причем непредставление этих сведений является основанием для ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа. (Л.Аг.)