Российская киноиндустрия надеется на блестящее будущее

Недавно прошедший в Петербурге международный форум "Кино в России" позволил бизнесменам, вкладывающим средства в киноиндустрию, убедиться, что дальнейшие перспективы ее развития внушают оптимизм.

<BR><BR>Недавно прошедший в Петербурге международный форум "Кино в России" позволил бизнесменам, вкладывающим средства в киноиндустрию, убедиться, что дальнейшие перспективы ее развития внушают оптимизм.<BR>Представители организатора форума, ОАО "Роскинопрокат", уверяют, что у них нет отбоя от выгодных предложений. По их словам, о сотрудничестве мечтают не только частные дистрибьюторские компании, но и администрация городов с разветвленной сетью кинопроката. Так, например, в обозримом будущем в Петербурге ОАО "Роскинопрокат" совместно с ЗАО "Банкирский дом "Санкт-Петербург" воздвигнет три масштабных мультиплекса (многозальных кинотеатра). По мнению профессионалов кинобизнеса, будущее -- именно за многозальными кинотеатрами и центрами досуга, в которые гармонично впишутся кинозалы.<BR>"ДП" взял комментарии у специалистов по поводу существующего состояния киноиндустрии и ее дальнейших перспектив.<BR><BR><B>Павел Чупраков, заместитель директора кинотеатра</B><BR>"Джем холл":<BR>"Сейчас примерно 90% петербургского кинорынка свободно. Так что перспективы очень впечатляющие. Хотя, предположительно, 40% рынка будет занято москвичами.<BR>Если говорить о развитии рынка в целом, то максимум в течение 5 лет будет построено порядка 40 экранов. В следующем году, например, в историческом центре города откроются два новых кинотеатра. Но будущее все же за строительством мультиплексов. Безусловно, в скором времени будет вестись строительство торговых центров, которых сейчас явно не хватает. В них расположатся различные предприятия, занимающиеся досуговой деятельностью, начиная от общепита и заканчивая казино и ночными клубами. Там же будут располагаться и кинотеатры. Причем, поскольку в центре города осталось не так уж много свободного места, бизнесменам придется перебираться в спальные районы. Сейчас говорить о конкуренции в Петербурге не приходится. Это можно будет сделать не раньше чем через 3-4 года. Пока же есть насыщение кинотеатров только на Невском проспекте. Но тот поток зрителей, который надо обслуживать, увеличивается день ото дня.<BR>Никаких налоговых льгот на строительство кинотеатра нет. Никаких систем налогообложения, позволяющих работать легко, тоже. Работать приходится открыто. К сожалению, сейчас существует очень много контролирующих организаций. Строить кинотеатры и заниматься кинопоказом, конечно, выгодно в плане финансовой прибыли. Но чем заниматься выгоднее -- продавать нефть или показывать кино, не знаю. Первым не занимался.<BR>Американским киностудиям надо прокатывать фильмы, зарабатывать на этом деньги, так что рано или поздно Россия как сегмент должна была в этот рынок влиться. К сожалению, Петербург занимает в России в этом смысле даже не второе место. Регионы работают сильнее, там люди чаще ходят в кино, и кинотеатры некоторых городов дают больше сбора, чем петербургские. Может, это оттого, что, кроме кинотеатра и дискотеки, в этих городах больше ничего нет".<BR><BR>Людмила Григорьева, директор кинотеатра "Аврора":<BR>"Я считаю, что на петербургском кинорынке сейчас ситуация хорошая. В 1998 году единственным новым кинотеатром был "Кристалл Палас". Сегодня у нас уже шесть новых кинотеатров. Вот такие темпы. Я думаю, что в дальнейшем все будет ускоряться и сложится еще более благоприятная ситуация для зрителей, которые будут иметь возможность выбора -- по комфортности, цене билета, звуку, фильму и проч.<BR>Кино -- это настолько массовый вид искусства, что рынок может быть большим и ни один субъект не будет выпадать из него, не станет непосещаемым или обойденным вниманием. Для инвестора строительство кинотеатра, конечно, выгодно -- ведь зритель возвращается в кино. Причем частному бизнесу нужна отдача, поэтому инвестор будет стараться сделать кинотеатр лучше, чем у других, чтобы зритель пришел именно к нему и затраты быстро вернулись. С другой стороны, чем больше откроется кинотеатров, тем более мобильными и гибкими будут цены на билеты, тем лучше зрителю. Я считаю, что в конечном итоге именно зритель будет диктовать уровень цен на этом рынке. Фильмы будут дольше держаться на экранах. Кинотеатры начнут искать свой репертуар, нишу. А зритель -- свой кинотеатр.<BR>В Москве сегодня около 40 кинотеатров -- и все работают, каждый по-своему. Кинотеатр "Ролан" -- на одном репертуаре, "Пушкинский" -- премьерный кинотеатр и т.д. Все распределилось, и зритель получил возможность выбора. Сейчас новые кинотеатры в Петербурге сосредоточены в основном в районе Невского проспекта. И этого недостаточно. В спальных районах, в которых население около 300 тысяч человек, стоят огромные кинотеатры-"стекляшки". Их можно отремонтировать и оснастить современным оборудованием. Ведь это же целина для инвесторов. Клондайк. Я думаю, что со временем кинотеатры в спальных районах будут превращаться в культурные центры современного типа.<BR>Невозможно сказать, что лучше -- строительство мультиплексов или однозальных кинотеатров. Должно быть и то и другое. Мультиплекс подразумевает быстрый оборот благодаря частой сменяемости фильмов. Но там, я считаю, нельзя будет посмотреть произведение киноискусства. Например, фильмы Сокурова".<BR><BR>Юрий Кириллов, учредитель кинотеатра "Кристалл Палас":<BR>"Перспективы развития петербургского кинорынка? Считайте сами. Население -- 5 млн человек. Если взять по 20 тысяч человек на экран, то нужно уже 250 экранов. Это 30 мультиплексов, по восемь залов каждый.<BR>Если понять, что вы делаете, кинобизнес может быть очень рентабельным бизнесом. Мои слова могут показаться вызывающими, но в Москве, например, 99% людей, которые, занимаясь кинобизнесом, не понимают, как это делать правильно. Большинство вкладывает деньги в модернизацию существующих залов, вместо того чтобы инвестировать в строительство новых мультиплексов на шесть-восемь экранов в торговых центрах. Я предполагаю, что все эти "старые/новые" кинотеатры выйдут из бизнеса в течение 3-5 лет. Плюс к этому мы можем видеть в некоторых кинотеатрах ужасный постсоветский менеджмент. Если уж "новые" люди редко понимают, как делать кинопрокатный бизнес, что говорить о "старых".<BR>Например, в Петербурге есть недавно осуществленный проект кинотеатра, который не будет рентабельным: денег у них много, а ума нет.<BR>Наполеон сказал: "Если вы доверили большой бизнес маленькому человеку, он сведет его до собственного низкого уровня".<BR>Меня волнуют планы Правительства по поводу развития сети государственного кинопроката. Правительство, я считаю, должно делать правительственную работу. А бизнес должен делать бизнес. Так, как это происходит во всем мире. Правительство должно создать положительную среду для бизнеса и брать на себя заботу о социальных выгодах. А бизнес должен платить налоги.<BR>Имеет ли значение, какие средства необходимы на строительство кинотеатра? Я знаю, сколько нужно мне. Дайте мне только кусок земли по приемлемой цене и не беспокойте в течение нескольких лет. Посмотрите, сколько налогов платил "Кристалл Палас" последние 3 года, и вы поймете, насколько для городского и федерального бюджета мы привлекательны. Так почему бы им не развивать и всячески не стимулировать кинобизнес?"<BR>