«Коридоры кончаются стенкой, а тоннели выходят наверх»

Руководство города открыто заявило о новом глобальном проекте: под Невой собираются прорыть тоннель, который соединит Пискаревский проспект с левым берегом Невы.

<BR><BR>Руководство города открыто заявило о новом глобальном проекте: под Невой собираются прорыть тоннель, который соединит Пискаревский проспект с левым берегом Невы.<br>В Европе все еще боятся глобализма, в то время как в Северной столице он давно процветает. Дамба, кольцевая дорога, Невский, обутый в гранит «по самое некуда», Ледовый дворец, «Владимирская» набережная, башня Петра Великого... Все надземные измерения так или иначе «окучены». Осталось идти вглубь.<BR><B><br>Скоро сказка сказывается</B><br>Вообще–то этот самый тоннель в Петербурге собираются строить очень давно. Вернее, его собирались строить еще в Ленинграде. Ширина русла Невы в этом месте составляет около 500 метров. С учетом пандусов общая длина подземного моста — почти 1 км. «Тоннель предусмотрен генпланом еще с 1966 года. Так что прошло уже 35 лет. Были попытки градостроительной проработки, но реального проектирования не ведется. В любом случае это дело не быстрое. Только на оформление разрешительного ТЭО уйдет года 2 — не меньше. Потом еще экспертизы и согласования, и только затем — рабочее проектирование. Даже если будет принято политическое решение, то первая свая будет забита года через 4», — поведал один из сотрудников городской администрации.<br>Но, безусловно, Петербург ныне — город очень больших возможностей. Скажут рыть — будем рыть.<BR><B><br>Тоннельные сети</B><br>Тоннели (или туннели — правила грамматики толерантно относятся к написанию этого слова) в современном понимании этого слова начали строить примерно в XVII веке. Во всяком случае более ранних упоминаний о данном инженерном сооружении обнаружить не удалось. Первый судоходный тоннель длиной около всего–то 160 м прорыли во Франции в 1681 году, первый железнодорожный (1190 м) — в Великобритании в 1830–м.<br>Самый длинный тоннель (он опять–таки железнодорожный) проложен в начале 1990–х годов под проливом Цугару, между островами Хонсю и Хоккайдо (общая длина 53,85 км). Японский тоннель много больше даже знаменитого тоннеля под Ла–Маншем.<br>Автомобильные тоннели покороче. Самый длинный в мире автомобильный тоннель (24,5 м) не так давно был открыт в Норвегии. Предыдущим «рекордсменом» была Швейцария, где автотоннель тянулся почти на 17 км. Норвежцы рыли 5 лет. Тоннель соединил Осло с Бергеном, «проигнорировав» горные перевалы. Когда–то автомобилистам, курсирующим между этими городами, приходилось петлять по горным склонам 8–9 часов. Сейчас времени требуется на порядок меньше. По официальным данным, затраты на его строительство и обустройство составили $113,1 млн. Вообще–то строительство тоннелей — не самое дешевое удовольствие. Затраты на прорытие некоторых подземных коридоров составляют несколько миллиардов долларов (новый петербургский тоннель, говорят, потребует 5–7 млрд руб.).<br>Той же Норвегии принадлежит еще один европейский рекорд. Самый длинный (почти 8 км) подводный автотоннель — уже под водой. Он соединяет один из норвежских островов с материком. «В нагрузку» к тоннелю здесь же построен километровый висячий мост.<br>За пользование этими сооружениями с пассажиров и шофера на пункте сбора денег аккуратные норвежцы взимают по $9.<br>Российские достижения в деле автомобильного тоннелестроения много скромнее. Рекордсменом считается Сочинский тоннель протяженностью 1316 м. Его пробили под скалой между долинами двух горных рек. Говорят, этот же тоннель считается еще и наиболее оснащенным в России: автоматическая система наблюдения, громкоговорящая связь, современная система пожарной сигнализации. Кроме того, этот тоннель должен выдержать даже 7–балльное землетрясение. <br>По словам дальнобойщиков, сравнивать российские и зарубежные тоннели нелепо. «По тоннелям в Норвегии ехать приятно. Во Франции — тоже. Там и дорога роскошная, и освещение хорошее. И все остальное прекрасно оборудовано.<br>В наших тоннелях бывает действительно очень страшно — особенно в кавказских. Мало того, что освещения почти никакого, еще и дорога вся в выбоинах, кочках. К тому же едешь и боишься — вдруг обвал? А ехать надо... Бывает еще, что строители не предусматривают многого — например, когда въезжаешь в тоннель, солнце светит прямо в глаза. И на выезде то же. Так что сначала рулишь буквально вслепую. Но самый страшный тот тоннель, в котором нет вентиляции», — поделился в прошлом дальнобойщик, ныне директор по транспорту компании «Интуравтосервис» Вячеслав Пономарев.<BR><B><br>Адские коридоры</B><br>В тоннелях автомобилистов и пассажиров может подстерегать много острых ощущений. Суеверные люди до смерти боятся задавить случайно забредших сюда животных или сбить птицу.<br> Иногда автомобильное движение по тоннелю блокируют забастовщики. Так произошло в тоннеле, соединяющем Англию и Францию, когда французские рыбаки начали акцию протеста против высоких цен на топливо. Ловцы рыбы перегородили въезд в тоннель при помощи фургонов и создали пробку из полутысячи машин.<br>В конце 1990–х эксперты из Международного альянса по туризму и Международной федерации автомобилизма обследовали 25 тоннелей в Италии, Англии, Франции и других европейских странах. В результате треть тоннелей были признаны опасными и очень опасными. Однако подземные коридоры обычно начинают срочно ремонтировать лишь после серьезных происшествий. Например, 12–километровый автотоннель «Монблан», соединяющий Францию и Италию, закрыли после сильного пожара, в котором заживо сгорело около 40 человек. Построенный в 1965 году, тоннель не был оборудован вентиляцией и не имел боковых галерей, в которых можно было бы спастись от огня и ядовитых газов. В итоге, когда загорелся мотор у одного из грузовиков, начался пожар, и температура в тоннеле достигла 1000 градусов. Система видеонаблюдения сломалась, и спасатели добрались до места трагедии лишь через много часов. В начале 1980–х крупная катастрофа в тоннеле на территории Афганистана унесла жизни около 2 тысяч человек. Тогда колонна военных советских грузовиков столкнулась с бензовозом.<br>Рабочие, строящие тоннель, также сильно рискуют. Иногда не обходится без жертв. Тогда в сводках новостей появляются коротенькие сообщения: «Четверо рабочих погибли при выполнении взрывных работ на строительстве автомобильного туннеля возле южнокорейского города Намвон. Еще один человек, как предполагается, остался под завалами».<BR><B><br>Тоннели особого назначения</B><br>Многие тоннели имеют нетрадиционную ориентацию. Недавно пресса была переполнена материалами о секретном тоннеле, обнаруженном под российским посольством в Вашингтоне. Подкоп, сделанный спецслужбами США, был напичкан разномастной шпионской аппаратурой.<br>Впрочем, американцы в этом деле не одиноки. Засекреченные объекты находили и на территории Германии, и в Англии, и в России. <br>Будучи в добром здравии, Сталин когда–то планировал соединить Сахалин с материком подземным транспортным тоннелем. Намерения вождя были столь серьезными, что рабочие уже насыпали искусственные острова и дамбы, пробили шахтные стволы и т.д. Если бы не смерть Сталина, 13–километровый тоннель наверняка был бы построен (по подсчетам экспертов, эта стройка должна была обойтись примерно в $2 млрд). Зато, говорят, «отец народов» осуществил другие идеи. Например, были сооружены два автомобильных тоннеля — к Кремлю (при этом ворота тоннеля расположены прямо под Спасскими воротами), а также в районе станции метро «Сокольники». Под дачей Сталина в Кунцево построили бункер, к которому также проложен автомобильный тоннель — от общественной приемной Минобороны на Мясницкой, 37, через Кремль. <br>А вот в Финляндии стараются услужить туристам: на одном из горнолыжных курортов в 2000 году открылся первый в мире лыжный тоннель. По нему пролегает 550–метровая лыжная трасса. <br>Температура искусственно поддерживается на уровне –10 С°. Предприимчивые финны построили здесь еще и кафе–рестораны, пункты проката снаряжения и сервисный центр обслуживания.<br>Но это еще цветочки. Ягодкой можно считать решение Европейского союза выделить 3 млн (фунтов стерлингов) на прокладку 500–метрового тоннеля, соединяющего Грецию и Болгарию. <br>Сооружение будет проходить под строящейся автострадой и пересекать границы двух стран. При этом ни на входе, ни на выходе из него не планируется никаких погранично–таможенных постов. <br>Объясняется все просто — тоннель предназначен не для людей, а для бурых медведей. На время их брачного периода. (В.К., Д.Г.)