Рецепт пополнения бюджета: иностранные делегации. Принимать регулярно

Президенту России удалось сделать то, о чем так долго мечтали петербургские чиновники от туризма, культуры и торговли. Президентский PR сделал Петербург модным городом.

<BR><BR>Президенту России удалось сделать то, о чем так долго мечтали петербургские чиновники от туризма, культуры и торговли. Президентский PR сделал Петербург модным городом.<BR>В 1999 году Петербург посетили 25 иностранных делегаций, в 2000-м - 34. Город становится модным местом не только для встреч на высшем и высоком уровне: вслед за политиками на берега Невы потянулись бизнесмены и ученые. В прошлом году город провел более 200 конференций, конгрессов, семинаров и симпозиумов с международным статусом, что составило 72% от общего числа прошедших в городе мероприятий подобного рода. А также на 12% превысило показатель предыдущего года. <BR><BR><B>Турпродукт</B><BR>Северная столица как турпродукт продвигается на Запад по классической схеме маркетинга. Благодаря Президенту РФ удалось добиться первого главного шага - "распознавания". Всего пару лет назад среднестатистический европейский гражданин еще сомневался: "Петербург - это где-то рядом с Германией или Кореей?" Сейчас гражданин твердо знает, что "Петербург - это где президенты в музеи ходят". И что на улицах там можно встретить даже Джека Николсона.<BR>Строго в соответствии с изначальной концепцией "продукта" дальновидный президентский PR позиционирует Петербург именно как город культурного отдыха. Например, официальным поводом для визита премьер-министра Великобритании послужила премьера в Мариинском театре. А в антракте можно было и о государственных делах поговорить с присутствовавшим здесь же российским Президентом.<BR>За "распознаванием" следует "предпочтение". Даже официальных лиц любопытство заставляет иной раз свернуть с намеченного по России маршрута, если в нем не предусмотрен Петербург. Так, Генеральный консул Канады Линда Макдональд отметила особую роль Петербурга в развитии российско-канадских отношений: высокопоставленные чиновники Канады предпочитают до официальных встреч в Москве провести пару дней в Петербурге.<BR>"Если Президент будет продолжать оказывать такую сильную PR-поддержку городу и Петербург получит очередной виток "раскрутки", как с точки зрения туризма, так и приема официальных делегаций, - для индустрии гостеприимства это весьма положительная тенденция, - говорит директор по внешним связям отеля "Шератон Невский Палас Отель" Наталья Белик. -Президентский PR мы уже ощущаем: обороты нарастают. В прошлом году у нас останавливалось пять делегаций, столько же - за первую половину этого года". <BR><BR><B>Накладные</B><BR>По статистике, иностранный турист тратит в Петербурге $50-300 в день. VIP-персоны - еще больше, в том числе с учетом того, что цена приобретаемого сувенира непременно должна соответствовать их статусу. Например, норвежский премьер-министр, увидев в одном из антикварных магазинов бухгалтерские счеты образца 1950-х, тут же пожелал их приобрести. Однако цена - несколько сотен рублей - премьера отпугнула. Или, точнее, разочаровала.<BR>Впрочем, за тайну своих петербургских расходов высокие гости могут быть спокойны. Принимающие организации не разглашают даже число посетивших их VIP-делегатов: "Никакую статистику журналистам предоставлять не будем. Мы и так каждый день в ФСБ отчеты пишем", - ответила sales-менеджер "Гранд Отель Европа".<BR>Пребывание первых лиц с их ближайшим окружением - врачами, охраной, адъютантами и т.д., в зависимости от привычек и традиций, оплачивается из средств федерального бюджета. По словам начальника Управления государственного протокола администрации Петербурга Ивана Арцишевского, эта сумма не превышает $50 тыс. на один визит. "Вторые" и "третьи" лица платят за себя сами. В "Гранд Отель Европа" и "Невском Паласе", где традиционно размещают высоких гостей, цена самого дешевого номера превышает $200. Размер обеденного VIP-минимума - $30-40. Таким образом, только на жилье и еду по минимуму каждый иностранный делегат тратит в день около $300. Причем среднее число сопровождающих - 30 человек, но часто гораздо больше. Например, президент Габона привез с собой все правительство - 50 человек. Президента Франции сопровождала немаленькая делегация из числа бизнесменов, деятелей культуры и спорта. Свита канцлера ФРГ насчитывала 80 делегатов. <BR>Как сказываются на городском бюджете налоги, выплачиваемые радушными отелями и ресторанами, сказать сложно. "Ну кто же эти копейки считать будет", - ответила пресс-секретарь Комитета по внешним связям Елена Душкина. "За всю историю человечества существовала практика взаимных визитов. Когда Наполеон посещал Италию, это не приносило ей никаких доходов. Это расширение границ мира", - добавляет Иван Арцишевский.<BR><BR><B>Перспектива</B><BR>Тем не менее высокие гости приносят городу высокий доход. В первую очередь, создавая Петербургу имидж, за которым последуют туристы и инвесторы, заказы и контракты. Разовьются строительство, сфера обслуживания, и появятся новые рабочие места. Все это самым непосредственным образом скажется на уровне городских доходов. Однако г-ну Путину еще есть над чем поработать. Загрузка отелей высокого класса в зимний период не превышает 50% и даже в самый "пиковый" период белых ночей составляет 90%. <BR>В белые зимы Петербург не менее красив, чем в белые ночи. Можно легко убедить в этом весь мир, организовав пару визитов в январе - для глав не знающих снега государств. "Город нуждается в более широком представлении в мировом масштабе, - говорит Наталья Белик, - и без помощи "сверху" это сделать очень трудно, даже на уровне туризма. А ведь есть еще и высший ранг - людей, влияющих на принятие тех или иных решений".