Производители ищут счастье за границей

Не найдя рынков сбыта внутри страны, отечественные производители мясных консервов потянулись на Запад.

<BR><BR>Не найдя рынков сбыта внутри страны, отечественные производители мясных консервов потянулись на Запад.<BR>Объем экспорта этой продукции по итогам 2001 года может достигнуть 5-6 тыс. тонн и превысить отметку 2000 года более чем в 1,5 раза. Во всяком случае за первые 4 месяца текущего года российские экспортеры ежемесячно вывозили тушенки, консервированных сосисок в 4 раза больше, чем год назад. В то же время, по данным "БИНК", импорт этой продукции сократился более чем в 2 раза и составил 3,3 тыс. тонн.<BR>Крупнейший покупатель российской продукции - Украина. На ее долю приходится 51% общего объема экспорта. У России с Украиной получается интересное разделение труда. Украинцы отправляют в Россию дефицитную говядину и свинину. Россияне консервируют продукт и переправляют назад.<BR>Импорт - чуть ли не единственный источник поступления денежных средств, за счет которых российские производители консервов могут сейчас загружать производственные мощности. В конце 1990-х отечественные мясокомбинаты насмотрелись "до тошноты" на заполонившую российский рынок западную продукцию. И это отвращение вызвало рост собственного производства. Но, не найдя адекватного спроса, производство начали сокращать.<BR>Например, петербургские производители в 1999 году выпустили мясных консервов на 10% больше, чем в 1998-м. Но уже в 2000 году объем производства сократился вдвое и составил 4 млн условных банок (одна банка - 325 г). Аналогичная ситуация и в других регионах России.<BR>Тем не менее за последний год цена на эту категорию продуктов выросла. Во многом это было вызвано повышением цен на говядину и свинину, в частности на Украине, которая является основным поставщиком мяса в Россию. Большую роль в деле увеличения цен сыграл ящур. Благодаря этой инфекции поднялись цены на сырье и, как следствие, на консервы. Росту цен также способствует сезонное увеличение спроса. Его пик приходится на лето - дачный и походный период. К концу июня 2001 года средняя оптовая цена банки тушенки составляла 12 руб., а розничная - все 18. В среднем это на 2% больше, чем в начале месяца. Цены на заграничную продукцию за истекший месяц не выросли. Импортный товар и без того дорогой. Розничная цена мясных консервов западных компаний может превышать 100 руб. за банку. <BR>Рост цен на консервы сопровождается падением спроса. Причины этого банальны: консервы перешли в разряд продуктов дешевых и не всегда качественных, что подорвало доверие потребителей к этому деликатесу прошлых лет. Число семей, покупающих паштеты, консервированную ветчину, по данным "Комкон-СПб", в начале 2001 года сократилось по сравнению с прошлым годом в среднем на 2%. В целом домохозяйства стали меньше тратиться на консервы. Если год назад месячные затраты на эту группу продуктов семьи колебались в пределах $1-2, то теперь они не превышают $1,1.<BR>Маркетологи убеждены, что никакие рекламные трюки не повлияют на продажи отечественных консервов. Единственное, что может помочь, так это удобная потребителю упаковка. <BR>