00:0022 мая 200100:00
89просмотров
00:0022 мая 2001
На заседании Правительства РФ 19 мая 2001 года рассмотрен вопрос "О проекте основных направлений реформирования электроэнергетики России".
<BR><BR>На заседании Правительства РФ 19 мая 2001 года рассмотрен вопрос "О проекте основных направлений реформирования электроэнергетики России".<BR>Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации представило на рассмотрение Правительства проект основных направлений государственной политики реформирования электроэнергетики. <BR><BR><B>Цели, задачи и принципы </B><BR>Цели государственной политики реформирования электроэнергетики РФ: ресурсное и инфраструктурное обеспечение экономического роста с одновременным повышением эффективности производства и потребления электроэнергии. <BR>Основные принципы:<BR>- выделение естественно монопольных составляющих отрасли в самостоятельные виды деятельности, регулируемые государством;<BR>- демонополизация и развитие конкуренции в секторах производства и сбыта;<BR>- обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре рынка всем производителям и потребителям электроэнергии;<BR>- сохранение технологического единства электроэнергетической системы страны;<BR>- обеспечение устойчивой, надежной и бесперебойной работы электроэнергетики;<BR>- обеспечение полной финансовой прозрачности деятельности рынков электроэнергии и предприятий регулируемых секторов электроэнергетики;<BR>- гарантия защиты прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.<BR>Успешное проведение реформы электроэнергетики требует от государства решения следующих основных задач:<BR>- создание конкурентного рынка электроэнергии с охватом всех регионов России; <BR>- создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства; <BR>- стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;<BR>- создание привлекательного инвестиционного климата в электроэнергетике и привлечение значительного объема инвестиций; <BR>- поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования между различными регионами и группами потребителей электроэнергии;<BR>- развитие экспортного потенциала электроэнергетики;<BR>- демонополизация рынков топлива для тепловых электростанций;<BR>- создание нормативно-правовой базы реформирования отрасли и ее работы в новых экономических условиях;<BR>- реформирование системы органов государственного регулирования.<BR><BR><B>Основные направления реформирования </B><BR><BR><B>Оптовый рынок </B><BR>Основными принципами взаимодействия участников конкурентного оптового рынка электроэнергии должны стать:<BR>- безусловное соблюдение договорной и финансовой дисциплины;<BR>- осуществление платежей за электроэнергию исключительно в денежной форме.<BR> На первом этапе в рамках рынка обеспечивается право продажи на аукционе определенной части (5-15%) электроэнергии, произведенной каждым поставщиком. Целью этого являются отработка механизма конкурсных торгов, формирование инфраструктуры рынка, получение рыночных сигналов о стоимости энергии. На всю остальную энергию сохраняется государственное регулирование тарифов.<BR>В дальнейшем формирование рыночных цен будет осуществляться на основании сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов, в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового рынка. С целью снижения финансовых рисков участникам оптового рынка электроэнергии должна быть предоставлена возможность заключения на двусторонней основе форвардных договоров и фьючерсных контрактов, исполнение которых предусматривает страхование (хеджирование) рисков изменения рыночных цен.<BR><BR><B>Розничные рынки </B><BR>Важным условием формирования эффективных розничных рынков станет формирование устойчивых и финансово прозрачных региональных энергетических компаний, в том числе за счет их реструктуризации и укрупнения. <BR>Сбытовым компаниям, создаваемым на базе акционерных обществ энергетики и электрификации, придается статус "гарантирующих поставщиков", обязанных заключить договор на поставку с любым обратившимся к ним покупателем в закрепленной за ними зоне. Гарантирующие поставщики будут осуществлять поставку электроэнергии на основе регулируемых тарифов, величина которых должна регулярно пересматриваться, с тем чтобы соответствовать реальной стоимости электроэнергии. Величина розничного тарифа должна определяться как сумма оптовой цены электроэнергии, величины оплаты услуг на передачу и распределение электроэнергии и регулируемой сбытовой надбавки. <BR>На завершающем этапе формирования конкурентных розничных рынков Правительство РФ планирует осуществлять контрольные функции с учетом антимонопольного законодательства. На рынках, где по технологическим (техническим) и экономическим причинам невозможно развитие конкуренции, сохраняется государственное регулирование.<BR>На начальном этапе необходимо учитывать региональную специфику розничного рынка электроэнергии, темпы и особенности его создания и функционирования должны согласовываться с условиями хозяйствования в регионах, техническими особенностями распределения электроэнергии, уровнем развития экономики регионов и социальным положением отдельных групп населения. <BR><BR><B>Реструктуризация электроэнергетики</B><BR>В результате реструктуризации электроэнергетики должны быть созданы:<BR>- инфраструктура отрасли, включающая системного оператора, администратора торговой системы и национальную электрическую сеть;<BR>- коммерчески и технологически эффективные, привлекательные в инвестиционном отношении участники рынка.<BR>Процесс реструктуризации электроэнергетики охватит РАО "ЕЭС России", его дочерние и зависимые общества, предприятия коммунальной энергетики и иные организации - владельцы электрических сетей, а также будет включать в себя реорганизацию федеральных государственных предприятий атомной энергетики.<BR><BR><B>Создание единой сети</B><BR>С целью сохранения и укрепления единой электроэнергетической системы страны должна быть сформирована единая национальная электрическая сеть, являющаяся технологической основой функционирования рынка электроэнергии и Единой энергосистемы в целом. В ее составе должны быть объединены все системообразующие сети. <BR>На этапе становления рынка Федеральная сетевая компания создается как 100%-ное дочернее предприятие РАО "ЕЭС России". В дальнейшем обеспечивается непосредственное участие государства в уставном капитале Федеральной сетевой компании. В конечном итоге доля государства в капитале Федеральной сетевой компании будет увеличена по сравнению с долей государства в капитале РАО "ЕЭС России". <BR>На базе федеральных электростанций, находящихся под управлением РАО "ЕЭС России", будут созданы крупные генерирующие компании, являющиеся самостоятельными участниками оптового рынка электроэнергии, в состав которых могут включаться конденсационные электростанции акционерных обществ энергетики и электрификации мощностью свыше 500 МВт. <BR><BR><B>Реорганизация регионалов </B><BR>Реорганизация региональных энергокомпаний - дочерних и зависимых организаций РАО "ЕЭС России" будет направлена на финансовое разделение функций по производству, передаче и сбыту энергии при сохранении концентрации управления, путем создания дочерних сетевых обществ, а также укрупнение региональных энергетических компаний (там, где это возможно и целесообразно). <BR>Сбытовым компаниям, создаваемым на базе акционерных обществ энергетики и электрификации, будет присвоен статус гарантирующих поставщиков, порядок деятельности которых разрабатывается и утверждается государственным регулирующим органом. В целях укрепления платежной дисциплины на рынке допускается укрупнение гарантирующих поставщиков на межрегиональной основе. По мере становления рынка статус гарантирующего поставщика может быть присвоен любой сбытовой компании путем проведения тендеров, порядок проведения которых устанавливается Правительством РФ. На региональных рынках допускается совмещение сбытовой деятельности с производством электрической энергии на собственных электростанциях.<BR><BR><B>Этапы реформирования </B><BR> Первый этап должен быть осуществлен в течение 3 лет. Он включает в себя две фазы продолжительностью по 1,5 года каждая.<BR>Основные мероприятия первой фазы:<BR>- определен перечень, подготовлены и внесены в Федеральное Собрание проекты законодательных актов; <BR>- разработаны правила работы конкурентного оптового рынка электроэнергии;<BR>- проводится внутренняя реструктуризация РАО "ЕЭС России" и создаются:<BR>- Федеральная сетевая компания как 100%-ное дочернее общество РАО "ЕЭС России". В этом обществе будут сосредоточены сети, принадлежащие РАО "ЕЭС России",<BR>- генерирующие компании, которые создаются на базе федеральных электростанций и будут являться 100%-ными дочерними обществами РАО "ЕЭС России", <BR>- системный оператор путем объединения ЦДУ и ОДУ. Системный оператор создается как 100%-ное дочернее общество РАО "ЕЭС России"; <BR>- реформируется атомно-энергетический комплекс путем образования одной или нескольких генерирующих компаний;<BR>- создается администратор торговой системы как некоммерческая организация;<BR>- начинается внутренняя реструктуризация отдельных АО-энерго путем выделения из них 100% сетевых дочерних обществ с последующим переводом управления в Федеральную сетевую компанию или их объединения с Федеральной сетевой компанией;<BR>- обществам, осуществляющим сбыт электрической энергии, присваивается статус гарантирующих поставщиков;<BR>- осуществляется тарифное регулирование (ценообразование) на федеральном оптовом рынке и региональных рынках;<BR>- вводится тариф на передачу по электрическим сетям;<BR>- вводятся тарифы по зонам суток;<BR>- на оптовом рынке формируется сектор торговли по нерегулируемым ценам в объеме 5-15% от продаж;<BR>- создается единая вертикаль системы регулирования;<BR>- обеспечивается поддержание резерва генерирующих мощностей, а также развитие инфраструктуры, необходимой для перехода к конкурентному рынку;<BR>- формируется платежная система рынка на условиях предварительной оплаты.<BR>Вторая фаза:<BR>- продолжение и завершение реструктуризации АО-энерго; <BR>- расширяется число субъектов оптового рынка;<BR>- вводится коммерческое диспетчирование поставщиков;<BR>- совершенствуется платежная система рынка с формированием расчетного центра;<BR>- запускаются механизмы форвардных и фьючерсных контрактов;<BR>- определяется механизм использования сверхприбыли ГЭС.<BR>В результате осуществления первого этапа будут созданы условия для работы конкурентного рынка энергии. <BR>Второй этап проведения реформы займет 2-3 года и является периодом становления оптового и розничных рынков электроэнергии на территории Европейской, Уральской и Сибирской энергозон. <BR>- Завершается формирование конкурентного рынка с прекращением регулирования цены электрической энергии и сохранением регулирования тарифов на передачу и сопутствующие услуги;<BR>- введены в действие правила работы конкурентного оптового рынка электроэнергии, определен порядок взаимоотношений его участников на принципах полноценной конкуренции;<BR>- закончено формирование правовой базы функционирования конкурентного рынка; <BR>- проводится реструктуризация федеральной сетевой компании путем слияния (поглощения) с региональными сетевыми обществами;<BR>- производится разделение РАО "ЕЭС России" на два общества, одно из которых будет держателем пакетов акций генерирующих компаний и АО-энерго, а другое общество (с сохранением наименования РАО "ЕЭС России") - держателем пакетов акций Федеральной сетевой компании и Системного оператора;<BR>- создаются независимые сбытовые компании;<BR>- проводится анализ и совершенствование системы саморегулирования рынка.<BR>В результате второго этапа будет в основном проведена реструктуризация РАО "ЕЭС России". Третий этап проведения реформы должен быть осуществлен в течение 3-4 лет. Его основным содержанием станет обеспечение притока инвестиций в конкурентные сектора электроэнергетики. В ходе этого этапа должны быть осуществлены следующие мероприятия:<BR>- реорганизация РАО "ЕЭС России" путем объединения с Федеральной сетевой компанией и Системным оператором;<BR>- привлечение инвестиций в капитал генерирующих компаний и электростанций.<BR>В результате третьего этапа будет закончено формирование конкурентных оптового и розничных рынков электроэнергии.