Петербургский гей-бизнес: столетние традиции и преемственность поколений

Гей-бизнес часто преподносится как одно из последних изобретений человечества в эпоху всеобщей политкорректности.

<BR><BR>Гей-бизнес часто преподносится как одно из последних изобретений человечества в эпоху всеобщей политкорректности. <BR>Между тем индустрия услуг для потребителей, не укладывающихся в рамки так называемой традиционной сексуальной ориентации, имеет в Петербурге большие традиции.<BR>По разным оценкам, число геев составляет 5-7% от всего населения. Таким образом, в Петербурге гей-сообщество насчитывает не менее 250 тыс. человек, которые помимо обычного набора продуктовой корзины хотят получать и специализированные виды услуг.<BR><BR><B>Былое и думы</B><BR>Россия в XIX веке была лояльно настроена к сексуальным меньшинствам. Тогда как в Европе проходили громкие процессы над Оскаром Уайльдом и Полем Верленом, в России практически до середины XIX века самого понятия мужеложство в юриспруденции не существовало. А посему бизнес с голубым оттенком развивался спокойно на радость прогрессивному царскому режиму.<BR>В Петербурге на рубеже XIX и XX веков проживало около 1 млн человек. 100 лет - не срок для эволюции, поэтому можно предположить, что в то время в городе было приблизительно 50 тыс. потребителей гей-услуг. Голубой рынок уже тогда был поделен на несколько сегментов. Так, любимым местом встреч голубой богемы был ресторан Палкина, открывшийся в 1874 году (после революции на этом месте последовательно работали кинотеатр "Титан", пункт распространения акций "МММ", а затем казино Premier. Нынешние владельцы здания, делящие мир на красное и черное, никаких признаков иного цветового отклонения не проявляют). По информации "Невского архива", одним из постоянных его посетителей был Чайковский со своими друзьями. Другим очагом гей-бизнеса в XIX веке считался район Конногвардейского бульвара. По версиям некоторых историков, популярность объяснялась расположением здесь казарм и манежа полка Конной гвардии. Солдаты и молодые мастеровые в то время составляли основу для удовлетворения спроса со стороны отобедавшей в ресторане Палкина богемы. "Они крутились возле писсуаров у Аничкова моста, близ ватерклозета на Знаменской площади, у Публичной библиотеки и у Михайловского сквера". Не желающие топтаться на морозе отдавали пятиалтынный (25 копеек) за вход в Зоологический сад, где "простой осмотр и щупанье стоили 20 копеек".<BR>Наиболее "грамотные" (слово "грамотный" на жаргоне XIX века означало именно готовность юноши к контактам с лицами одного с ним пола) молодые люди вообще не ходили по всяким подозрительным местам, а приезжали к клиентам по вызову. Объявление, на котором красовался адрес: Конногвардейский пер., 6, кв. 4, предлагало "в услужение одиноким и по торговой линии грамотных юношей с провинции".<BR><BR><B>Маяки прогресса</B><BR>Советская эпоха - не самый благоприятный период для развития гей-индустрии. История сохранила лишь неофициальные места дислокации лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией: Думская улица, а также Екатерининский садик.<BR>Куда более "преемственной" выглядит история про первый гей-клуб Петербурга "Маяк", располагавшийся в одноименном Доме культуры. Открыл его нынешний владелец клуба "Метро". За несколько лет работы клуб получил широкую известность в узких кругах по всей России и приносил авторам проекта неплохую прибыль. Накопленные деньги были инвестированы в многоэтажное "Метро". Но традиция не прервалась: на месте закрывшегося "Маяка" в ноябре 1996 года возник гей-клуб "Джунгли". Настоящим "маяком" гей-бизнеса стал Club 69, появившийся летом 1997 года. Если до него продвижение специализированного продукта - отдых и развлечения для людей гомосексуальной ориентации - проходило как бы шепотом, из уст в уста, то Club 69 открыто заявил: "Да, мы такие!"<BR>"Открытость" (термин весьма условен, так как в заведении всегда существовал фэйс-контроль) привлекла потребителей и обеспечила коммерческий успех: менеджеры клуба с удовольствием вспоминают огромные очереди перед дверями заведения. Необходимо заметить, что успех Club 69 не был связан с ажиотажным спросом. Так, через год после открытия клуба умер ресторан "Водолей". Судьбоносным для гей-бизнеса стал 1999 год. В этом году местные бизнесмены вложили средства сразу в несколько центров гей-отдыха: в частности, в городе открылись сауна "Нарцисс" и клуб "Моно". В этом же году Moskow Awards Club признал Club 69 лучшим клубным заведением Петербурга. В 2000 году заявил о своей нетрадиционной ориентации клуб "Грешники".<BR>"Наблюдая этот ажиотаж, мы понимали, что это дело временное, и решили узко спозиционировать свой клуб, оставив за собой обеспеченную часть потребителей гей-услуг. Мы подняли цены, усилили фэйс-контроль, повысили культуру исполнения мужского стриптиза. После кризиса 1998 года у нас лежит несколько бизнес-проектов по созданию специализированного фитнесс-центра, бани и центра косметологии. Все-таки марка раскручена, и не использовать ее для дальнейшего развития просто грех", - поведал промоутер Club 69 Яков Пак.<BR>Последним скандалом на гей-рынке стало закрытие старейшего клуба "Кабаре" (неофициальное название было "Матросская тишина"), который располагался в Доме моряков на площади Труда. Владельцам клуба просто отказали в продлении аренды. По неофициальным данным, выходцы из "Кабаре" в ближайшем будущем намерены создать заведение, которое должно стать основным конкурентом Club 69.