Турфирмы осваивают науку удивлять

Петербург - единственный город России, который, в соответствии с классификацией ЮНЕСКО, входит в первую десятку городов мира по привлекательности для туристов. Туристы оставляют в Петербурге не менее 15 млрд рублей в год. Но потенциал города в 10 раз боль

<BR><BR>Петербург - единственный город России, который, в соответствии с классификацией ЮНЕСКО, входит в первую десятку городов мира по привлекательности для туристов. Туристы оставляют в Петербурге не менее 15 млрд рублей в год. Но потенциал города в 10 раз больше. Рост числа туристов - это процесс, управляет которым не администрация города, со своими указами и инструкциями, а все петербургские компании. Как театр начинается с вешалки, так и туристская привлекательность начинается с обычных закусочных и ресторанов, с гостиниц и магазинов. <BR>Туристический бизнес все чаще напоминает шоу-бизнес. Каждая из фирм старается добавить в свой продукт изюминку, которая привлекла бы новых клиентов.<BR>С одной стороны, туризм весьма стандартизирован. Как можно разнообразить доставку на место и обратно, проживание в отеле или питание? Петербургские турфирмы пока не владеют авиакомпаниями, не строят гостиниц и не управляют ресторанами. Отличиться друг от друга можно лишь культурной программой. Здесь уже каждый старается в меру своей фантазии.<BR><BR><B>Петербургское ноу-хау</B><BR>Необычный ракурс турфирмы находят во всем. Можно, например, совместить поход в Эрмитаж с посещением реставрационных мастерских музея. Другие предлагают не только спектакль в Мариинском театре, но и экскурсию по Вагановскому училищу. <BR>Компания "Русские просторы" регулярно устраивала для своих клиентов вечера балета в театре Юсуповского дворца. Там небольшая оркестровая яма, поэтому артисты выступали под фонограмму. "Мы подумали, а почему бы не сделать концерт под живую музыку, - вспоминает директор по приему и контрактам туристической компании "Русские просторы" Наталья Пилецкая. - Заказали аранжировку специально для 20 музыкантов, уговорили дирижера. Когда летом прошлого года мы провели такой концерт, у гостей слезы наворачивались на глаза. В этом году обязательно сделаем еще". Кстати, потом выяснилось, что последний раз в Юсуповском театре оркестр играл до революции.<BR><BR><B>По следам Анны Карениной</B><BR>Русская железная дорога была популярна у иностранцев всегда. Спальных поездов в Европе нет, поэтому многие воспринимают поездку на "Красной стреле" как приключение. А уж проехать на ретро-поезде - вообще фантастика.<BR>Только вот беда - в России нет ни одного настоящего ретро-состава. Один вагон XIX века находится в музее железной дороги в поселке Шушары. Его, кстати, снимали американцы в фильме "Анна Каренина". Вагон пригоден только для кино. Сохранилась лишь пустая "коробка" вагона, а внутри ничего нет. <BR>Но это не помеха. Регулярно на Витебском вокзале появляется толпа туристов. Выпив и закусив на перроне под звуки военного оркестра, народ усаживается в поезд из нескольких вагонов и паровоза. Компания направляется в Пушкин. Туристов в пути развлекает группа артистов, одетых в костюмы XIX века.<BR>Организатор поездок - транспортно-туристическая компания "Окдайл", структурное подразделение Октябрьской железной дороги. "Окдайл" использует современный состав, а ретро-облик ему придает паровоз. Спецпоезд можно использовать и на более солидных расстояниях. "Естественно, что массовые туристы пользуются регулярными поездами, - говорит начальник отдела организации пассажирских перевозок ЗАО "Окдайл" Алексей Крылов, - поэтому эти составы мы используем не так часто. Можем также предоставить другую услугу - вагон-салон, который присоединяется к любому поезду". В этом вагоне всего два больших купе и салон, где пассажиры проводят свободное время. В купе стоят двуспальный диван, умывальник; в салоне - кресла, стол, диван, телевизор. Можно установить и компьютер. Есть даже небольшая кухня.<BR>Гордость "Окдайла" - "Николаевский экспресс", который курсирует между Петербургом и Москвой. Раньше этот поезд был известен как "Интурист". "Николаевским" он стал с конца 1999 года. Поезд преобразился: вагоны синего цвета, красным с золотом надписи, интерьер в зеленых тонах. Проводники одеты в стилизованную форму: похожий на мундир зеленый пиджак с золотыми пуговицами, сверху - шинель. Иностранцы в восторге. <BR><BR><B>Солдатская каша</B><BR>В России можно все, даже полетать на МИГах, как президент. Такую услугу предоставляет клиентам ЗАО "ВСК-Тур" в рамках тура "Слава русскому оружию".<BR>Тур состоит из двух частей. Сухопутная часть проходит в Москве. Там туристы ездят на бронетанковой технике, стреляют из боевого оружия, посещают ЦУП и центр подготовки космонавтов в Звездном городке. Морская часть программы проходит в Петербурге. "Конечно, только военной частью тур не ограничивается, - продолжает Галина Плотникова, руководитель отдела приема. - Туристы хотят и в Эрмитаж сходить, и в Петродворец съездить. Однако главную часть тура составляют все-таки поездки в военные части и в Кронштадт". Там после экскурсии по городу, посещения собора и музея туристов ведут на подводную лодку. "Могут даже выйти на ней в море и пострелять немного", - смеется Галина Плотникова. Под занавес туристов ждет обед: обыкновенный обед российских моряков. Тур пользуется популярностью у финнов, шведов, французов, китайцев и американцев. "Мне бы очень хотелось сделать тур "Мозаика Петербурга", - делится Галина Плотникова. - Ведь в мире существуют всего две мозаичные мастерские - в Италии и Петербурге". Нам есть что показать - Исаакиевский собор, Спас на Крови, как готовят смальту мастера в Академии художеств. Много мозаики и в метро - например, станция "Спортивная". <BR>Главная проблема, считает Галина Плотникова, - нехватка хороших экскурсоводов. "Город разрушил школу экскурсоводов в Городском экскурсионном бюро. Услышишь нынешних выпускников курсов - плакать хочется. Я им говорю - что толку излагать все факты. Экскурсовод должен поразить гостей, чтобы они влюбились в город, захотели не только приехать сюда еще раз, но и детей своих привезти".