Администрация замахнулась на бюджетную революцию

Губернатор Петербурга Владимир Яковлев в канун новогодних праздников утвердил программу реформирования городской бюджетной системы.

<BR><BR>Губернатор Петербурга Владимир Яковлев в канун новогодних праздников утвердил программу реформирования городской бюджетной системы.<BR>Профильным комитетам администрации поставлена задача уже к концу I квартала подготовить целый ряд законопроектов. Ответственным за исполнение распоряжения назначен председатель Комитета финансов Виктор Кротов.<BR>Катализатором реформ стало изменение федерального налогового законодательства. В результате вступления в силу второй части Налогового кодекса бюджет города потерял существенные доходы и теперь намерен вернуть утерянное равновесие ужесточением контроля над расходами. <BR><BR><B>За многими зайцами</B><BR>"Программа сводит многие направления воедино, координирует по срокам, - сказал "ДП" Виктор Кротов. - Реализация программы уже начата. Необходимо отметить, что этот документ построен не на пустом месте. В каждом из отраслевых органов администрации Петербурга уже есть некоторые заделы по тем направлениям, по которым они являются исполнителями".<BR>Правда, возникает вполне резонный вопрос о том, сможет ли Комитет финансов вести реформирование сразу по многим направлениям и не приведет ли такая работа сразу на несколько фронтов к провалу. Впрочем, руководство комитета, видимо, не питает иллюзий, что реформы пойдут как по маслу.<BR>"Программа рассчитана на 3 года, однако сроки, намеченные для реализации конкретных мероприятий, не ограничивают ее выполнение конкретными временными рамками, - пояснил Виктор Кротов. - Комитет финансов рассматривает программу как первый толчок к повышению эффективности принимаемых решений в финансовой области. Первые результаты скажутся уже в 2002-2003 годах".<BR>При этом, по словам Виктора Кротова, очень трудно, скорее, даже невозможно оценить сейчас в каких-либо цифрах результаты реализации программы. "Никто, например, не может сказать, на сколько больше инвестиций придет в город в результате принятия того или иного нормативного акта, - отметил он. - Главным результатом должно стать обеспечение государственных гарантий и повышение на этой основе уровня жизни населения. При этом нельзя забывать, что повышение жизненного уровня не сводится только к росту доходов населения, к уменьшению числа жителей города, находящихся за чертой бедности. Это означает также и улучшение работы медицинских и образовательных учреждений, наведение порядка с обслуживанием нашего жилья, сохранение и преумножение культурного потенциала и культурного наследия Санкт-Петербурга, развитие физической культуры и спорта и многое другое".<BR><BR><B>Дотации закончатся</B><BR>Одним из первых шагов по реформированию бюджетной системы будет сокращение дотаций госпредприятиям. В частности, одним из направлений реформы станет "постепенное прекращение дотирования убытков деятельности коммунальных предприятий за счет бюджета". Другим направлением реформы станет "ликвидация дотационности государственных предприятий и переход на новые механизмы привлечения финансовых ресурсов для реализации их инвестиционных программ, в том числе путем выпуска ими облигаций".<BR>Кроме того, Комитету финансов поручено подготовить проект распоряжения о переводе государственных унитарных предприятий на казначейскую систему. Иными словами, если раньше государственное унитарное предприятие просто получало субсидии из городского бюджета, то теперь эти деньги будут перечисляться напрямую поставщикам этого предприятия.<BR>Намечается также инвентаризация имущества учреждений, финансируемых из бюджета Петербурга, и оценка эффективности его использования. Кроме того, одним из направлений реформы бюджетной системы станет "выявление и изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества" Петербурга.<BR>Администрация Петербурга рассчитывает возродить в городе институт попечительских советов. В частности, готовится распоряжение губернатора о создании попечительских советов при учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта. На них бюджет рассчитывает переложить часть бремени по содержанию данных учреждений. В области образования и здравоохранения планируется перейти на "подушевой принцип" финансирования. В соответствии с ним учебные заведения будут получать средства в зависимости от числа обучающихся в них людей. А медицинские учреждения - в соответствии с объемами медицинской помощи, определенными территориальной программой государственных гарантий. Часть расходов на физическую культуру и спорт предполагается оплачивать из целевого бюджетного фонда, созданного за счет поступлений налога на игорный бизнес. При этом одновременно планируется "перевод финансирования в области спорта через гранты, выделяемые из бюджета на конкурсной основе".<BR>Большое внимание разработчики в администрации намерены уделить формированию полной и достоверной информации о количестве средств для финансирования льгот, установленных федеральным законодательством. <BR>Это, по мнению чиновников, позволит выработать механизмы компенсации из федерального бюджета средств, потраченных бюджетом Петербурга на финансирование этих льгот.<BR><BR><B>Полная прозрачность</B><BR>Чиновники также намерены разработать ряд законопроектов, направленных на увеличение информирования жителей города о финансовой деятельности бюджетных организаций всех уровней. <BR>"Будут разработаны формы публичной финансовой отчетности бюджетных учреждений, которые в обязательном порядке должен видеть житель Петербурга, пользующийся услугами этих учреждений, - особо подчеркнул в связи с этим председатель Комитета финансов Виктор Кротов. - Так, если в детском саду с вас возьмут деньги на какие-то нужды, то вы сможете из отчетности увидеть, куда они направлены. И убедиться, что "добровольные взносы" действительно использованы по назначению".