Петербург возьмется за Северный морской путь

Сегодня, 23 ноября, на заседании Госсовета РФ в Москве губернатор Петербурга Владимир Яковлев в качестве председателя Ассоциации экономического взаимодействия территорий "Северо-Запад" представит "Концепцию развития Северного морского пути (СМП)".

<BR><BR>Сегодня, 23 ноября, на заседании Госсовета РФ в Москве губернатор Петербурга Владимир Яковлев в качестве председателя Ассоциации экономического взаимодействия территорий "Северо-Запад" представит "Концепцию развития Северного морского пути (СМП)". <BR>Реализация этой программы сулит Петербургу дополнительные государственные заказы. <BR>"В проекте "Концепции развития СМП" впервые ставится задача комплексного развития Северного морского пути, - рассказывает Лев Радченко, директор департамента по транспорту и связи ассоциации "Северо-Запад". - Данная концепция определяет основные направления развития одной из основных транспортных магистралей на период до 2015 года". <BR>СМП является кратчайшим водным путем между северо-западом Европы и севером Азиатско-Тихоокеанского региона. За счет развития этой трассы планируется увеличить объемы морского нефтегазового экспорта, так как в российской арктической зоне и прилегающем шельфе сосредоточено не менее 30% мировых запасов нефти и газа. В перспективе к 2015 году нефтегазовый экспорт может достичь 10 млн тонн, что будет приносить ежегодный доход не менее $1,2 млрд.<BR><BR><B>Глобальный проект</B><BR>Комплексное развитие СМП в перспективе пройдет в несколько этапов. Вначале (2000-2002 гг.) проведут стабилизацию основных параметров работы Арктической морской транспортной системы (АМТС). Задача среднесрочного этапа (2003-2007 гг.), при увеличении грузопотоков по Северному пути до 3-7 млн тонн в год, сводится к созданию финансово-экономико-правовых условий для устойчивого развития СМП. Ну а в дальней перспективе (2008-2015 гг.), с ростом объемов перевозок грузов до 15 млн тонн, осуществляется переход к коммерческому использованию СМП. Как объяснили в ассоциации "Северо-Запад", каждый раздел новой программы должен включать в себя только экономически обоснованный перечень мероприятий, подкрепляемый реальными источниками финансирования и обеспечиваемый всеми необходимыми материальными и трудовыми ресурсами. <BR><BR><B>Нужна cтройка</B><BR>На заседании координационного совета Ассоциации экономического взаимодействия территорий "Северо-Запад", которое проходило в Мурманске в середине октября этого года, было отмечено, что общий объем грузопотоков по Северному пути резко сократился. Максимум грузооборота пришелся лишь на 1987 год - 6,58 млн тонн. К 1998-1999 гг. он снизился до 1,5 млн тонн. <BR>Совет установил, что арктический флот свой ресурс практически исчерпал. Портовые ледоколы изношены настолько, что уже в 1998-м в нескольких портах по трассе СМП были срывы выгрузки и перевалки грузов. Транспортный флот способен обеспечить северные перевозки при существующих объемах примерно до 2003 года. Весь ледокольный флот состоит из шести атомных и пяти дизельных судов, но и те скоро выйдут из эксплуатации. В критическом состоянии находится и система обеспечения безопасности мореплавания на СМП. Необходимо совершенствование средств навигации, гидрографии, гидрометеорологии, радиосвязи и спасения. <BR>"В этом плане важна роль Петербурга как сосредоточения разнообразных НИИ, судостроительных и судоремонтных заводов", - считает Лев Радченко.