Колбасная смесь приносит большую прибыль

Высокая конкуренция среди производителей мясопродуктов заставляет их выводить на рынок новые виды продукции, сохраняя темпы производства.

<BR><BR>Высокая конкуренция среди производителей мясопродуктов заставляет их выводить на рынок новые виды продукции, сохраняя темпы производства. <BR>"Широкий и постоянно обновляющийся ассортимент, увеличение срока реализации, новые вкусовые качества и приемлемые цены - главные факторы успеха в колбасном бизнесе", - с пафосом говорят участники рынка.<BR><BR><B>Важный момент - сырье</B><BR>Ограниченность финансовых ресурсов потребителей (домашних хозяйств) не дает производителям расслабиться. Спрос на колбасу и сосиски чувствителен к цене, и это заставляет их проявлять изобретательность, выискивая способы снизить себестоимость продукции.<BR>Основное сырье для изготовления колбас и сосисок - мясо. Его производство в последние годы в России "успешно" сокращается, стоимость начинает расти. В частности, закупочная цена свинины с сентября по октябрь 2000 года выросла на 10% и составила 41,14 руб. за кг.<BR>Цены на колбасно-сосисочную продукцию ежемесячно вырастают на 3-4% (см. график). Большая доля предложения - более 50% - сосредоточена на цене 40 руб. за кг по колбасе, по сосискам - 35 руб. за кг (см. диаграмму 1).<BR>То, что колбаса и сосиски в среднем стоят дешевле сырого мяса, вполне объяснимо. По данным ООО "Маркетинговая группа "ИНФО ОЛ", лишь 1,2% вареной колбасы делается из говядины, 0,4% - из свинины. Остальная производится из смеси, в которой мяса практически нет. Почти такая же картина и с сосисками (см. диаграмму 2). <BR>Именно колбасная смесь, в состав которой почти не входит мясо, дает возможность производителям получать прибыль и расширять ассортимент производимой продукции. Например, в сентябре 2000 года ОАО "Парнас-М" выпустило четыре вида новой продукции. В распространенном компанией пресс-релизе говорится, что новая вареная колбаса "Боярская" содержит кусочки говядины, а в состав колбасы "Элитная" входят более крупные кусочки говядины.<BR>"Производители колбас заменяют мясо на различные добавки, как правило, белки растительного происхождения. Иногда вместо мяса присутствуют хрящи и соединительная ткань. Чтобы колбаса не распадалась, применяются добавки, позволяющие улучшить ее структуру, различные специи, ароматизаторы. Это не всегда плохо, например вкус коптильной жидкости, как показывают маркетинговые исследования, больше нравится потребителям, чем натуральный копченый", - объясняет руководитель испытательной лаборатории "ПЕТЭКС" СПбГУ "Центр контроля качества продовольственных и косметических товаров" Людмила Гамова.<BR><BR><B>Товар устойчивого спроса</B><BR>Спрос на мясопродукты не подвержен значительным сезонным колебаниям. Летом колбасных продуктов потребляется несколько меньше, чем в холодное время года. <BR>В среднем петербуржцы в нынешнем году поглощают колбас, сосисок и сарделек 10-12 тыс. тонн в месяц, что на 3% больше, чем в 1999 году. Привязанность российского потребителя к сосискам и вареной колбасе играет немаловажную роль в развитии колбасно-сосисочного производства. <BR>Объем потребления увеличивается в основном за счет вареных колбас. Доля покупателей этого продукта, по данным маркетинговой компании ЗАО "Комкон-СПб", превышает 60%.<BR>Спрос на сырокопченую колбасу практически не изменился, так как этот продукт относится к деликатесной группе товаров.<BR><BR><B>Осторожно: москвичи</B><BR>Ведущие позиции на рынке колбас и сарделек (более 65%) занимают петербургские производители (см. диаграмму№???).<BR>Крупным мясопроизводителям, таким, как ОАО "Парнас-М" и ОАО "Самсон", противостоят более мелкие предприятия.<BR>По оценкам участников рынка и официальных источников, в Петербурге действует около 500 колбасных заводиков.<BR>В одиночку ни один из них не может составить конкуренцию лидерам отрасли. Однако вместе они берут на себя почти 40% совокупного объема продаж.<BR>Мясопереработчики Ленобласти контролируют около 20% рынка.<BR>Присутствие московской продукции - обязательный элемент местного рынка, поэтому оставшуюся часть мясокомбинаты уступили москвичам.<BR>Конкурировать с местными производителями достаточно сложно из-за срока годности продукции. Основой успеха столичных предприятий стала хорошая организация сбыта: рекламная поддержка, продажа через сеть фирменных магазинов и налаженные связи с предприятиями торговли.<BR>Розничные торговцы отмечают, что в последнее время люди стали больше покупать московской продукции: потребителю безразлично, кто производитель. Главное, чтобы цены были ниже, а товар лучше.<BR><BR>Годовой объем потребления сосисок, сарделек, вареных и копченых колбас в Петербурге превышает 130 тыс. тонн в год. На долю сосисок и сарделек приходится 50% объемов потребления, на долю вареных колбас - 40%, доля копченых колбас - 10%.<BR>Согласно данным маркетинговой компании ЗАО "Комкон-СПб", еженедельно потребляют сосиски и сардельки 30% петербургских семей, вареную колбасу - 25% и копченые колбасы - 15%.<BR><BR>По данным ООО "Маркетинговая группа "ИНФО ОЛ", около 20% представленной на рынке продукции имеет короткий срок реализации: не более 10 дней (колбасы) и не более 48 часов (сосиски и сардельки).