00:0022 сентября 200000:00
17просмотров
00:0022 сентября 2000
В Петербурге более 600 производителей мебели. Несмотря на это, спрос на мебель остается неудовлетворенным. Основные участники этого рынка - малые предприятия - не могут определить, чего же хотят покупатели.
<BR><BR>В Петербурге более 600 производителей мебели. Несмотря на это, спрос на мебель остается неудовлетворенным. Основные участники этого рынка - малые предприятия - не могут определить, чего же хотят покупатели.<BR>По исследованиям, проведенным Санкт-Петербургским центром поддержки предпринимательства при участии Фонда Евразия, в 2000 году мебель планируют приобрести 69% петербуржцев. 42% горожан хотят купить кухонную мебель и 33% - мягкую. Более половины желающих купить мягкую мебель мечтают о мягком уголке и диване-кровати. Последнее вообще характерно для покупателей с не очень высокими доходами. Они одной покупкой обычно убивают сразу двух зайцев, приобретая сидячее и спальное места "в одном флаконе".<BR>По результатам тех же исследований, желающих обновить спальню набирается не более 5%. То же самое относится к детским и гостиным. Тем не менее, согласно прогнозам исследовательской компании "Гортис", наметившееся изменение структуры мебельного рынка будет усугубляться. <BR>Объем продаж кухонь, столов, стульев, спален и кроватей, при изготовлении которых большей частью используются отечественные материалы, увеличится. А реализация мягкой мебели сократится не только в относительных, но и в абсолютных величинах.<BR><BR><B>Советы папы Карло</B><BR>Производители мебели в Петербурге редко ориентируются на предпочтения покупателей при разработке новых продуктов и формировании своей ассортиментной политики. "Часто бывает, что директор производит оценку рынка следующим образом: "Мне это нравится, на рынке такой мебели нет, а значит, это будет пользоваться спросом". И начинает выпуск продукции. <BR>Но предложение не всегда порождает спрос, а для раскрутки новых дизайнерских идей требуются рекламные кампании с большими бюджетами, ориентированные на изменение мировоззрения потребителя, считает менеджер по информационным проектам Санкт-Петербургского центра поддержки предпринимательства Ирина Зуйкова.<BR><BR><B>Цена - не главное</B><BR>Парадокс, но факт: при выборе мягкой мебели и кухонь покупатели среднего достатка смотрят сначала на удобство и дизайн, а лишь потом на цену. Что интересно: имя производителя практически не играет роли - покупают не брэнды, а комфорт. Петербуржцы проявляют поразительное сходство вкусов при выборе мягкой мебели: 70% покупателей предпочитают светлые пастельные тона с ненавязчивым рисунком.<BR>Названия обивочной ткани почти не идентифицируются покупателями, однако при опросе непосредственно в мебельных салонах выяснилось, что подавляющему большинству (около 48%) нравится флок, только 18% указали на жаккард.<BR><BR><B>Сезоны продаж</B><BR>Период с января по май большинство продавцов мебели называют "периодом застоя". Однако паники по этому поводу никто не выказывает: такая картина повторяется ежегодно, и специалисты называют ее сезонными колебаниями. Огромная любовь россиян к праздникам - Новый год, Рождество, 8 Марта - истощает семейные бюджеты. Поэтому основная торговля для мебельщиков начинается только мае. Но уже к середине лета она сходит на нет. Люди разъезжаются по дачам и курортам.<BR>Следующий всплеск происходит осенью, когда отдохнувшие и полные сил потенциальные покупатели по-новому смотрят на свою старую мебель и нередко в пылу страсти избавляются от нее и, соответственно, приобретают новую.<BR><BR><B>Чего хочет клиент</B><BR>Если мебель не покупают даже в период высокого, по обыкновению, спроса, то производитель или продавец невольно задает себе вопрос: а может быть, мебель не та? <BR>По опросу производителей выяснилось: решить, что же производить, - самая больная проблема. <BR>Образы идеальной мебели в умах покупателей носят расплывчатый характер и на практике часто не соответствуют тем моделям, которые они в итоге покупают.<BR>Покупатели мебели - люди загадочные и в основном сами толком не знают, чего же они хотят. "Бывает, присядет клиент на зеленый диван, посидит-посидит и скажет: "Нет, неудобный". Потом походит, присядет на точно такой же, но красный и говорит: "А этот мне нравится". Вот потом и думай, от чего зависят вкусы потребителей", - сокрушаются продавцы мебели.<BR><BR><B>Спроси потребителя</B><BR>Если мебель не очень дорогая, то лучший способ "маркетингового исследования" - производить экспериментальные образцы. Малым предприятиям в силу их мобильности это не очень сложно: не надо перестраивать все производство. Выставив, например, новый диван, продавцы спрашивают посетителей, что им нравится в нем, что нет и почему. В дальнейших разработках дизайнеры учитывают результаты опросов. <BR>Примерно так же поступают и некоторые производители дорогой мебели.<BR>"Мы сразу делаем 10-15 моделей и по продажам смотрим, какие образцы пользуются спросом. Это накладно, но себя оправдывает. В конце концов неудачную модель можно продать по себестоимости", - объясняет Сергей Мороз, директор компании "Мороз".<BR><BR><B>Журналы мод</B><BR>Те, кто выпускает мебель для обеспеченных клиентов, не могут себе позволить тратиться на эксперименты, так как каждый образец довольно дорогой. Тут на выручку приходят выставки и зарубежные мебельные каталоги.<BR>Производители дорогой мебели считают, что вкусы обеспеченных петербуржцев соответствуют европейским. "Наша практика показывает, что руководствоваться европейскими аналогами при создании новой модели можно. В 2000 году мы планируем увеличить производство мебели на 40%", - с гордостью говорит Сергей Супонин, генеральный директор ООО "Сумо".<BR><BR><B>Элитарный подход</B><BR>У каждого продавца мебели свои критерии "элитности", и это вносит некую неразбериху в отношения с отечественными производителями. <BR>Массовый потребитель тем временем покупает что подешевле. Привередливый клиент жаждет импорта. Торговля пытается угодить и тем и этим. <BR>"Все в мире относительно, - говорит Сергей Будайтис, генеральный директор ООО "Интерпроект". - Для российского потребителя элитной является просто импортная, чаще всего итальянская, мебель, хотя в Европе аналогичная мебель не считается элитной. Наши клиенты - а мы продаем мебель в 10 городах России - выдвигают одно общее условие: обстановка квартиры или коттеджа должна быть произведена не в России. Поэтому с отечественной мебелью для частных клиентов мы не работаем и не планируем работать. <BR>Некоторые дизайнеры высказывают мнение, что элитной мебели в России пока нет. Такую мебель делают всего несколько десятков фабрик, которые находятся в основном в Италии, единицы - в Германии и Англии. Пессимисты считают, что в ближайшие 5-10 лет такая мебель в России не появится, потому что вряд ли найдет своего потребителя из-за невероятно высокой цены. <BR>Прогнозы, как известно, дело неблагодарное. Стоит заметить, что элитное производство как раз и не требует массовости. <BR>Клиент хочет получить индивидуальный заказ, поэтому на складе такой мебели быть не может. Удел заказной мебели - жесткая торговля и высокие цены".<BR>Мебель отечественного производства, по мнению продавцов, даже близко не приближается к понятию "элитная".<BR>По словам Владимира Плохих, заместителя коммерческого директора ООО "Торговый дом "Вита", его фирма работает с мебелью элитного класса швейцарских, голландских, итальянских, немецких поставщиков. И исключает отечественных производителей по одной простой причине: нет предложений, которые соответствовали бы по уровню качества и дизайна тем стандартам, которые предъявляются к элитной мебели. <BR>Хотя в советское время была мебель, которая и сейчас выглядит достаточно привлекательно, - так называемый русский модерн. Но те традиции производства не нашли сегодня последователей.(О.Кр.)