00:0018 сентября 200000:00
65просмотров
00:0018 сентября 2000
Похвастаться идеальной с точки зрения эргономики планировкой рабочих мест могут только некоторые петербургские офисы крупных западных компаний.
<BR><BR>Похвастаться идеальной с точки зрения эргономики планировкой рабочих мест могут только некоторые петербургские офисы крупных западных компаний. <BR>В российских же "недругами" эргономики часто становятся сами сотрудники, вынужденные выбирать между отсутствием комфорта на рабочем месте или отсутствием самого рабочего места - по причине его "несоответствия". В офисах зачастую не выдерживаются обычные санитарные нормы, соблюдения которых требует не только наука о комфорте, но и соответствующие службы. В одном из издательств, где расположение компьютеров не соответствовало никаким нормам, сотрудники самостоятельно перед санэпидпроверками снимали "лишние" мониторы.<BR>Считается, что возникновению науки о том, как человеку максимально комфортно ощущать себя среди окружающих его предметов, способствовали немецкие домохозяйки. Проведенные в Германии в начале 20-х годов исследования доказали - при правильной расстановке кухонной мебели женщина экономит 60% времени. Принцип экономии времени и пространства впоследствии был взят на вооружение дизайнерами офисных помещений. Многочисленные исследования подтвердили, что соблюдение требований эргономики при проектировке офисной мебели значительно повышает производительность труда.<BR><BR><B>Главное - стул</B><BR>Подсчитано, что работающий в офисе сидит на стуле в среднем 1,5 тыс. часов в год. "Поэтому в организации рабочего пространства самое главное - это стул", - говорит региональный менеджер компании Steelcase Елена Клепацкая. По статистике, самые распространенные жалобы офисных служащих на физическое состояние - по поводу болей в позвоночнике: таковыми страдают 57% "сидячих" работников. 24% жалоб приходится на боли в шее и лопатках. И все это - по вине неправильных стульев.<BR>Однако приобретать стул для каждого конкретного работника, с учетом именно его особенностей, не станет даже самый человеколюбивый менеджер. Поэтому хороший стул, объясняет Елена Клепацкая, должен обладать тремя свойствами: комфортом (то есть адаптироваться к пользователю), регулировкой под пользователя и под определенные задачи. Обладающий указанными свойствами предмет мебели становится практически универсальным: его можно "подстроить" под любого сотрудника. <BR>Стул на колесиках призван решать не только проблемы комфорта, но и задачи экономии времени. "Западные производители мебели просто не поймут, если их попросят поставить фирме стулья без колесиков, - оценивает прогресс эргономики Елена Клепацкая. - Стул на ножках - только для совещаний и посетителей".<BR>Однако, выбирая форму, неплохо бы сочетать ее с содержанием. Те же колесики на стуле нужны не сами по себе, а чтобы сотрудник мог эффективнее выполнять часть своих функций. "Передвижные стулья для сотрудников, которые я видела в одной из норвежских фирм, позволяли, во-первых, избежать лишних хождений по территории и свести к минимуму ненужную коммуникацию. Во-вторых, они были функциональны, потому что у сотрудников возникала необходимость периодически перемещаться от стола к столу, - поделилась наблюдениями Ольга Лакрисенко, менеджер по управленческому консультированию ЗАО "Гамма Капитал". - Точно такие же стулья с колесиками в одной из российских фирм были просто зажаты между стеной и рабочим столом".<BR><BR><B>Эргономика экономит</B><BR>Традиционные прямоугольные столы, продолжает Елена Клепацкая, являются дополнительным источником стресса: "Чем больше углов в помещении, тем менее защищенным чувствует себя человек". Поэтому современные тенденции оформления офисного интерьера направлены на сглаживание углов. Помимо создания психологического комфорта мебель волноообразной формы позволяет фирме экономить пространство, а в конечном счете - и деньги. "Волнообразная конструкция заменяет стол с приставкой для компьютера и занимает меньше места на полу, - рассказывает Елена Клепацкая. - Для большой компании, имеющей филиалы, отделения, оптимальное сочетание полезной площади с используемой позволяет избежать затрат на аренду дополнительных помещений".<BR>Расстановка мебели, убеждена Елена Клепацкая, - наука, которая требует руки грамотного специалиста. "Одна из фирм купила у нас мебель и после переезда в новое помещение расставила ее самостоятельно. Когда мы пришли в эту фирму, с удивлением услышали от сотрудников нарекания, что такая мебель ужасно неудобна. А эта линия была одной из самых лучших, лидером по продажам! Оказалось, что при расстановке был допущен ряд значительных ошибок: например, людей, которые часто говорят по телефону, посадили лицом друг к другу, кого-то "упрятали" в темный угол и т.п.".<BR><BR><B>По техническим причинам</B><BR>Следовать канонам эргономики рабочего пространства российским фирмам мешают не отсутствие финансов или нежелание руководителя заниматься этими вопросами. "Не всегда есть просто техническая возможность поставить, например, тот же кондиционер. Возникает выбор: либо закрыть подразделение, либо работать без кондиционера. И в том и в другом случае сотрудники будут недовольны", - привела пример заместитель генерального директора по персоналу ЗАО "Полиграфический центр" (Мультипринт) Елена Рудавина.<BR>Отсутствие идеальных с точки зрения комфорта условий часто объясняется недостатком площади, старостью здания (каковых в Петербурге весьма много) и прочими объективными обстоятельствами. "Каждое предприятие исходит из своих возможностей, - рассуждает Елена Рудавина. - Мы, например, месяц проводим эксперимент: расставили в цехах растения, которые способны вентилировать пространство, вбирая в себя вредные выбросы. Замеры показали, что условия за этот месяц улучшились. Что касается офиса: проблема - в наличии свободных помещений и создании рабочих мест в соответствии со структурой предприятия. Зачастую площадь просто не позволяет этого делать".