Курортные врачи разоряют страховые компании

Петербургские страховщики страдают от мошенничества врачей на зарубежных курортах. Особенно много проблем доставляют им страховые случаи, связанные с российскими туристами в южных странах.

<BR><BR>Петербургские страховщики страдают от мошенничества врачей на зарубежных курортах. Особенно много проблем доставляют им страховые случаи, связанные с российскими туристами в южных странах. <BR>Впервые тревожные сигналы появились в 1996 году. В "черный список" регионов, работа по которым для страховых фирм отличается высокой убыточностью, вошли Турция, Кипр, Греция (в основном остров Крит) и даже некоторые области Испании и Австрии. Самой проблематичной оказалась Турция.<BR>По свидетельству Андрея Гришина, директора ОАСО "Континент-Полис" - петербургского представительства московской страховой компании "Защита жизни", в 1996 году убыточность (отношение суммы убытков по выплаченным страховым случаям к собранной премии) по договорам страхования медицинских расходов граждан, выезжающих в Турцию, составляла 90%. В 2000 году эта величина снизилась до 50%. Средняя составляющая убытка по данному направлению (совокупная сумма, выплаченная по всем страховым случаям, поделенная на их общее количество) - $100, без учета расходов по оплате услуг сервисной компании.<BR>Другие компании дают менее оптимистичные цифры. Так, Александр Остроумов, заместитель генерального директора страхового общества ЗАО "Прогресс-Нева", говорит о величине среднего убытка его компании по счетам, полученным из Турции, в $130. Убыточность заключения страховых договоров по турецкому направлению в 1999 году составляла для "Прогресс-Невы" более 100%.<BR><BR><B>Турецкий гамбит</B><BR>Страховщики рассказывают о множестве случаев, которые так или иначе влекут за собой финансовые потери либо страховой компании, либо туристов. Турецкие врачи даже при обычном насморке настаивают на полной диагностике больного. Один из отдыхающих обратился к врачу отеля с просьбой дать лейкопластырь, а в счете, присланном страховой компании, было обозначено: диагноз "отит" - $46, лечение - $10. Отит и лимфоденит - труднодиагностируемые заболевания, на которых и зарабатывают алчные врачи.<BR>Зачастую при отравлении менеджеры гостиниц чуть ли не силой убеждают туриста в том, что лечиться надо у врача отеля. Это, с одной стороны, скрывает допущенные санитарные промахи персонала гостиницы, а с другой - позволяет отелю подзаработать. Медицинские услуги внутреннего врача имеют огромную наценку.<BR>Андрей Гришин вспоминает несколько случаев, когда клиника или врач выставили счета за медицинское обслуживание как сервисной компании, так и самому пациенту. И при этом не хотели признавать свою "ошибку", настаивая на оплате счетов через юридические фирмы. "И такая ситуация характерна не только и даже не столько для таких стран, как Египет и Турция, но и для европейских - Германии, Франции, Австрии", - говорит он.<BR><BR><B>Сами виноваты</B><BR>Впрочем, страховщики не могут привести конкретных доказательств того, что врачи принимающих туристов стран, входящих в "черный список", являются откровенными мошенниками. <BR>Во многом, соглашаются представители страховых фирм, в имеющихся убытках виноваты туристы, которые недостаточно серьезно относятся к пребыванию в незнакомой стране, и туроператоры, не заботящиеся о просвещении своих клиентов.<BR>"Некоторые туристы воспринимают медстраховку как простую формальность, пока им не довелось обратиться за помощью. Иногда и сотрудники турфирм относятся к ней как к не более чем необходимому элементу для оформления визы", - говорит Маргарита Мармер, директор по страхованию компании ОАО "Класс". <BR>"Основными критериями выбора страховой компании для турфирмы является цена страховки и процент, который она с нее получает", - говорит Александр Остроумов. Такое номинальное отношение к страхованию породило в среде турфирм спрос на дешевые услуги страховщиков. А это - соответствующее предложение. В последние 3 года борьба за снижение цен нарастает как снежный ком. Во многих случаях эта борьба переросла в откровенный демпинг.<BR><BR><B>Упрямство на грани безумия</B><BR>Снизить убыточность можно и сотрудничая с надежной сервисной компанией. Правда, при этом необходимо, чтобы в турфирме ясно доводили до туриста мысль о том, что обращаться в случае болезни надо только по указанным в страховом полисе координатам. "Континент- Полис" сотрудничает с надежной французской сервисной компанией.<BR>Так поступает большинство петербургских страховщиков. Работа с отечественной сервисной фирмой могла бы значительно уменьшить расходы. Но нашим сервисным компаниям, которые можно пересчитать по пальцам, мешает отсутствие огромного опыта работы, имеющегося у западных фирм.<BR>"Для нашего менталитета характерно считать все западное лучшим. Конечно, существует разница технических возможностей между отечественной сервисной компанией и иностранными гигантами. Зато мы пытаемся применять индивидуальный подход к нашим клиентам, чего не может позволить себе западная фирма, где многомиллионная клиентура поставлена на поток", - говорит Маргарита Мармер.<BR>Поэтому страховщики, решающие сократить издержки за счет работы с местной сервисной компанией, создают собственную, как это сделал, например, "Класс". У новой сервисной компании даже появились отечественные клиенты из числа хорошо знающих "Класс" страховых компаний.<BR>"В 1999 году 17 крупнейших страховых компаний Петербурга собрались на встречу, чтобы договориться о единых правилах игры и покончить с демпингом. 16 достигли единого мнения, а одна фирма не согласилась с ним", - вспоминает Маргарита Мармер. "Но соглашение осталось только на словах", - комментирует Андрей Гришин.