00:0006 июня 200000:00
636просмотров
00:0006 июня 2000
Половина населения Петербурга на досуге ломает голову, разгадывая кроссворды, сканворды, филворды, ключворды, анаграммы, числобусы и прочие загадки и ребусы. На этой невинной забаве построен бизнес, рентабельность которого достигает 1000%.
<BR><BR>Половина населения Петербурга на досуге ломает голову, разгадывая кроссворды, сканворды, филворды, ключворды, анаграммы, числобусы и прочие загадки и ребусы. На этой невинной забаве построен бизнес, рентабельность которого достигает 1000%.<BR>По данным исследовательской фирмы "КОМКОН-СПб", из всех публикаций в газете петербуржцам больше всего нравятся кроссворды. На 2-м месте в рейтинге стоят анекдоты, на 14-м - спорт, а финансы и инвестиции поместились на 42-й строке, как раз после материалов, посвященных "диете и похуданию". <BR>Кроссворд - почти идеальное, а главное, очень дешевое средство для того, чтобы занять свободную минутку (минутка в данном случае - очень условный термин).<BR>Кроме того, расписывая буковками паутину кроссворда, потребитель получает полное право почувствовать себя эрудитом. Именно на этих китах основана популярность кроссвордов, а следовательно, финансовый успех компаний, построивших свой бизнес на словесных пересечениях.<BR>В результате на местном рынке продается свыше сотни изданий, целиком посвященных кроссвордам. Общий тираж таких изданий составляет около 2 млн экземпляров.<BR><BR><B>Ответы</B><BR>Как показало исследование рынка, в Петербурге нет фирм, которые специализируются на составлении кроссвордов. Статус юрлиц имеют лишь продавцы кроссвордов - издательские компании, занимающиеся выпуском газет, сборников, книг и журналов с кроссвордами.<BR>"Главное преимущество таких изданий по сравнению с обычными СМИ состоит в том, что кроссворды не стареют. Кроссворд - не новость. Он не теряет актуальности через неделю или месяц. Живучесть продукта очень высока. Правда, мы это качество не используем. Быстро изымая из розницы остатки тиража, мы стараемся подстегнуть торговлю", - сказал генеральный директор рекламного агентства "Калейдоскоп" Антон Юшко.<BR>Составлением кроссвордов для средств массовой информации занимаются профессионалы-надомники.<BR>Общее количество любителей составления кроссвордов в Петербурге исчисляется тысячами, но мастеров высшей квалификации всего несколько десятков (в узких кругах их называют "осетрами кроссвордного дела"). Такой профессионал способен поставить на рынок до сотни кроссвордов в месяц. Цена готового изделия колеблется от 50 до 300 рублей, в зависимости от сложности, размера и вида. Так, сканворд стоит примерно в 2 раза дороже, чем обычный классический кроссворд (по мнению издателей, сканворды пользуются большим спросом на рынке). Кроме того, цена варьируется от способа составления кроссворда: если кроссмейстер работает вручную, не полагаясь на компьютер, то он может выручить на 20-30% больше своего компьютерного соратника.<BR>В итоге расходы на комплектование даже пухлого издания, как правило, не превышают 5-6 тыс. рублей. С учетом того что тиражи таких газет и журналов составляют 50-100 тыс. экземпляров и более, кроссвордный бизнес приобретает очень привлекательные черты.<BR><BR><B>Типичный кроссмейстер</B><BR>Кроссворд - английское изобретение рубежа прошлого и нынешнего веков. За 100 лет семейство кроссвордов сильно разрослось, и теперь в него входит почти два десятка потомков английского дедушки.<BR>Основа кроссворда - сетка любой конфигурации, которая заполняется буквами, слогами, цифрами или просто затушевывается, как в японском кроссворде, в результате чего появляется рисунок.<BR>По мнению редакторов "кроссвордных" изданий, составить портрет типичного автора кроссвордов - кроссмейкера - невозможно.<BR>Это самые разные люди: студенты, доктора наук, мастера спорта по шахматам, инженеры и гуманитарии.<BR>Единственная особенность - в подавляющем большинстве кроссмейкеры имеют высшее образование.<BR>Среди них попадались и знаменитости, например - писатель Владимир Набоков, который придумал для этой шарады русское название "крестословица" - оно, впрочем, не стало популярным. <BR><BR><B>Место под солнцем</B><BR>Конкуренция на местном кроссвордном рынке весьма высока. В Петербурге активно действуют издательские компании из Москвы, Белоруссии, Украины и др. В борьбе за место под солнцем петербургские фирмы стремятся осваивать новые рынки. К примеру, издательский дом "Секретные материалы" начал распространять газету кроссвордов по сети отелей в Турции специально для русских отдыхающих - там она стоит $1,5.<BR>Среди кроссмейкеров тоже существует острая конкурентная борьба, имеющая свою подоплеку. К середине 1990-х годов ручная работа была полностью вытеснена компьютерными программами, которые брались "новыми кроссмейстерами" из сети Интернет.<BR>В результате, по словам редактора газеты "Питерский кроссворд" Людмилы Андреевой, произошел резкий спад читательского интереса и те издания, которые пользовались только компьютерными разработками, начали терпеть убытки.<BR>По мнению Людмилы Андреевой, причина заключалась в том, что потребитель быстро устал от однообразия и безликости "механических" кроссвордов. Раздражала и специфическая лексика: например, чуть ли не в каждом задании "машинного" кроссворда попадалось словосочетание "текстильный банан" - так обозначался в вопросах один из ботанических терминов, а "любимым блюдом" компьютерных кроссвордистов было непременно "азу". "Кроссворд для народа - это часть общения, живой диалог. А машина не обладает ни чувством юмора, ни чувством языка и стиля. В составлении кроссвордов, как и в любом другом деле, кадры решают все. Нужно иметь к этому вкус", - говорит Людмила Андреева. Поэтому развлекательной прессе приходится сочетать компьютерные изделия с кроссвордами "с человеческим лицом".<BR>Тем не менее, по слухам, в Петербурге действует незарегистрированная фирма, которая, как утверждают честные издатели, украла британскую кроссвордную программу и пытается внедрить ее продукты в те издания, которые пользуются хорошим спросом у населения. Тем, кто отказывается, пираты угрожают кроссвордным бойкотом и кровавой расправой.