00:0012 апреля 200000:00
8просмотров
00:0012 апреля 2000
Появились первые признаки грядущего изменения цен на рынке нефтепродуктов Петербурга.
<BR><BR>Появились первые признаки грядущего изменения цен на рынке нефтепродуктов Петербурга. <BR>В ряде стран начался весенний рост цен на моторное топливо. Скоро в этот ценовой водоворот затянется российское топливо. В конце марта президент петербургского Нефтяного клуба Сергей Ветлугин заявил о том, что, по его мнению, в апреле и мае цены на нефтепродукты вырастут примерно на 10%.<BR>В ряде стран уже начался весенний рост цен на моторное топливо. Если в портах Средиземноморья цена тонны высокооктанового бензина возросла на $4,5 (до $302 за тонну на 23.03.2000), то в портах Балтики наблюдается рост цены пока только на дизельное топливо на $16 (до $254 за тонну). В Германии розничная цена на бензин достигла значения DEM2 за литр (примерно $1). Министерство энергетики США отмечает рост цен на бензин в стране, в настоящее время каждую неделю цена растет на 6 центов за галлон (примерно на 1,5 цента за литр) и достигла самой высокого за последние 10 лет значения - 40 центов за литр.<BR><BR><B>Притягательный экспорт</B><BR>Повышению цен на топливо предшествует сокращение его поставок в регион. А поставки сокращаются, когда производителям выгоднее экспортировать нефть и нефтепродукты за рубеж, чем продавать их на российском рынке. Эта схема уже начала работать.<BR>Так, с начала 2000 года Киришский НПЗ поднял отпускные цены в среднем на 100-400 руб. за тонну. Тонна самого ходового бензина Аи-92 стала стоить 7,83 тыс. руб. (примерно $274). Для сравнения - в портах Балтики тонна высокооктанового бензина стоит примерно $300.<BR>Привлекательность петербургского топливного рынка для киришских нефтепродуктов резко упала. Поэтому компания "КИНЕФ" поставила в Петербург в марте только 30 тыс. тонн нефтепродуктов, хотя, согласно договоренности с администрацией города, должна направлять в Северную столицу ежемесячно 59 тыс. тонн светлых и темных нефтепродуктов. <BR>Загрузка нефтебазы "Ручьи", которая является одним из основных хранилищ топлива города, в настоящее время составляет 30%. Видимо, значительно усилился отток нефтепродуктов с киришского НПЗ за рубеж. <BR>Об этом свидетельствует следующая статистика: в марте-декабре прошлого года "Сургутнефтегаз" экспортировал 1,5 млн т нефти из Киришей, а за 2 месяца этого года - уже около 0,45 млн тонн. <BR>Даже новые, более жесткие европейские стандарты на топливо не препятствуют его экспорту из России. Известно, что иностранные нефтяные компании из нашего бензина с помощью специальных присадок делают топливо, удовлетворяющее существующим в Европе требованиям.<BR><BR><B>Неполноценное замещение</B><BR>В добавление к тому, что поток нефтепродуктов переориентируется в западном направлении, Киришский НПЗ в феврале сократил объем перерабатываемой нефти на 5,6%. Объем выпуска бензинов сократился на 0,5%. На плановый ремонт с 24 марта на 44 дня остановлена установка первичной переработки нефти, что приведет к сокращению переработки нефти с 1,44 млн тонн до 1,2 млн тонн. <BR>Специалисты отмечают приток топлива на рынок Петербурга из Ярославля, Уфы, Нижнего Новгорода. Активизировались компании "Славнефть", "Башнефть", "ЛУКОЙЛ Санкт-Петербург", "ЮКОС". Уменьшение поставок на 29-30 тыс. тонн топлива Киришского НПЗ пытаются компенсировать другие компании. В этом существенную роль должен был сыграть "ЮКОС", но эта компания не сможет увеличить поставки нефтепродуктов в город. Разница цен внутреннего и внешнего рынков стимулирует продажу этого стратегического товара на международном рынке. <BR>Если значительно увеличить налоги и пошлины на выгодный экспорт, то неизбежно ухудшится ситуация в нефтяной отрасли. Это приведет к новому финансовому кризису. Поэтому существующие и планируемые пошлины не могут заметно повлиять на привлекательность экспорта нефтепродуктов. <BR><BR><B>Ставки и задания</B><BR>С 7 апреля 2000 года Государственный таможенный комитет России вводит новые ставки экспортных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы государств Таможенного союза (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). На сырую нефть устанавливается ставка вывозной пошлины в размере 20 евро за одну тонну. В настоящее время действует ставка в размере 15 евро за тонну. <BR>Предполагаемое введение бирж нефтепродуктов с обязательной продажей на них 25-30% нефти и нефтепродуктов приведет только к увеличению числа посредников. В результате цена нефти и нефтепродуктов увеличится на стоимость их услуг.<BR>Чтобы защитить российских потребителей, Минтопэнерго утвердило апрельские балансовые задания по поставкам нефтепродуктов на экспорт и внутренний рынок. Разрешен экспорт мазута в апреле из северных районов России в размере не более 30% от общего объема производства, а из южных - не более 50%. <BR><BR><B>Потребителям ОПЕК не поможет </B><BR>Госдума потребовала от Президента России 3,4 млн тонн бензина и 7,5 млн тонн дизельного топлива по фиксированным ценам "для обеспечения посевной". Чтобы выполнить это требование, Владимир Путин должен подписать Постановление "Об обеспечении поставок отдельных видов нефтепродуктов потребителям РФ в 2000 году". В Минтопэнерго заявляют, что в постановлении ни о каких фиксированных ценах речь не идет и что это плод депутатских фантазий. В это верится с трудом. Скорее всего, стабильные цены для посевной, как всегда, будут обеспечены за счет роста цен для частника.<BR>В целях предотвращения топливного кризиса поднята ранее существовавшая система деления территории страны на зоны ответственности той или иной компании. Однако, как показывает опыт, если компании теряют выгоду, только перекрытый кран трубы направит топливо в нужном для потребителя направлении. <BR>Хотя страны ОПЕК 27 марта этого года приняли решение об увеличении добычи нефти, сохраняющаяся высокая цена на нефть на международном рынке будет по-прежнему стимулировать вывоз сырья и топлива из России. Должно пройти время, чтобы котировки на нефть изменились. Предполагается, что только в июле диапазон цен стабилизируется на уровне $22-25 за баррель.<BR>На приведенном графике показана динамика изменения средней цены по России на бензин Аи-92. В Петербурге цена соответствует среднероссийской. Из приведенной динамики можно предположить, что за апрель-май цена достигнет пикового значения 1999 года - 27-28 центов за литр. Введение ограничений экспорта бензина либо отказ от личного транспорта стабилизирует цену в диапазоне 30-35 центов.<BR>В прошлом году при цене топлива 27-30 центов за литр в ряде регионов России наблюдалось сокращение количества используемого личного транспорта.