В бизнес-центрах процветают сервис и самообслуживание

Сервисную поддержку фирмам, арендующим офисы, оказывают как специализированные подразделения управляющей бизнес-центром компании, так и масса сторонних компаний.

<BR><BR>Сервисную поддержку фирмам, арендующим офисы, оказывают как специализированные подразделения управляющей бизнес-центром компании, так и масса сторонних компаний.<BR>Чтобы работа в офисе была наиболее комфортна, необходимо обеспечить клиентов множеством несущественных, на первый взгляд, услуг - начиная от бесперебойного снабжения канцелярскими товарами и заканчивая стрижкой у парикмахера. Основная масса владельцев офисных центров не берет на себя организацию такого сервиса.<BR>В стандартный набор, предоставляемый арендаторам управляющими бизнес-центрами, обычно входят охрана, парковка, уборка помещений и мелкий ремонт. Эти услуги оказывает персонал, входящий на постоянной основе в штат компании, осуществляющей управление объектом. <BR>Исключения составляют элитные бизнес-центры, в которых существуют специальные сервисные подразделения, способные оказать клиенту любые мелкие услуги на самом высоком уровне. Весь этот сервис оказывается под брэндом бизнес-центра и является неотъемлемой частью его имиджа. <BR><BR><B>Ты - мне, я - тебе</B><BR>В большинстве случаев дополнительным обслуживанием компаний, арендующих офис в бизнес-центре, занимаются их соседи, такие же арендаторы. Например, фирма, занимающаяся поставками канцелярских товаров или бумаги, практически полностью обеспечивает других арендаторов всем ассортиментом своей продукции, а торговцы продовольственными товарами охотно продают в своем офисе йогурты, кефир и сметану. Естественно, что услуги, предоставляемые такими компаниями, не ограничиваются бизнес-центром, но никто не упускает случая пополнить ряды собственных клиентов за счет соседей. Такая же ситуация складывается с оргтехникой, продажей и обслуживанием средств связи, туристическими услугами и т.д. <BR>Взаимная выгода налицо - у одних арендаторов формируется хоть небольшой, но устойчивый рынок сбыта своих товаров и услуг, а у других отпадает необходимость отвлекаться на долгие поиски всякой всячины. К тому же соседские отношения способствуют поддержанию цивилизованных деловых отношений: в этом случае подсунуть некачественный товар не удастся, поскольку за рекламациями далеко ходить не надо, а слух о подмоченной репутации фирмы-поставщика тут же распространится по всему зданию. <BR>Менеджеры бизнес-центров всячески поддерживают сложившийся симбиоз, поскольку, с одной стороны, это снимает с них заботу самим заниматься подобными услугами, с другой - повышает комфортность их объекта, что, само собой, способствует притоку и удержанию клиентов. Впрочем, подобное самообслуживание характерно для бизнес-центров, не претендующих на особо высокий уровень сервиса, - подобное использование соседства - яркое проявление российского менталитета. <BR>При этом прилагается максимум усилий, чтобы внутри бизнес-центра не возникало конкуренции между подобными арендаторами. То есть, допустим, в арендаторы подбирается одна туристическая, одна строительная фирма, один косметический салон, одна компания, занимающаяся полиграфией, и т.д. <BR><BR><B>Прихожане</B><BR>Существует и другая категория арендаторов, специализирующихся в основном на оказании услуг бизнесменам, работающим в конкретном офисном центре. Как правило, они приходят в бизнес-центр, когда уже становится более-менее ясен его социальный состав и они четко представляют, насколько их сервис будет востребован. К таким приходящим клиентам хозяева относятся с большим вниманием. Так как они являются потенциальными арендаторами, то управляющий старается предоставить наиболее полную информацию о составе и потребностях их будущих клиентов. <BR>В конце концов от успешного ведения бизнеса пришедшими сервисными компаниями зависит объем арендных платежей, который они вносят. Кроме того, от качества их работы зависит престиж бизнес-центра. Если клиент, оказывающий другим арендаторам те или иные услуги, сумел себя хорошо зарекомендовать и имеет неплохую рентабельность, то арендодатель может предложить ему открыть еще одну точку в другом своем бизнес-центре. При этом арендная ставка может быть снижена. Таким образом, фирма получает перспективы роста, а хозяин офисных центров обеспечивает заполняемость других своих объектов. <BR>В зависимости от уровня бизнес-центра и существующих в его распоряжении коммерческих площадей обслуживающие компании составляют от 5 до 10% от общего числа арендаторов. Прежде всего это фирмы, умеющие организовать точку общественного питания. Арендовав свой кусочек территории, они превращают его либо в доступную среднему служащему столовую, либо в ресторан для встреч солидных руководителей. И то и другое направление имеет своих клиентов, принося доход. <BR>Следующим типом услуг, охватывающих бизнес-центры, можно считать оздоровительные и спортивные комплексы. В более солидных центрах считается, что наличие салона красоты, фитнесс-клуба, сауны, тренажерного зала просто необходимо, а их отсутствие считается проявлением плохого тона. Бизнес-центры средней руки ограничиваются более скромными услугами: парикмахерская и косметический салон - вот, пожалуй, и все, чем они могут похвастаться. В бизнес-центрах более высокого уровня иногда арендуют площади торговцы одеждой, кожгалантереей, аксессуарами, довольно часто там устанавливают банкоматы.<BR>Опять же от состоятельности основных арендаторов зависит организация фирменного автосервиса: в большинстве бизнес-центров, занимающих помещения бывших НИИ или заводов, автосервис присутствует обязательно - фактически он достается управляющим по наследству. <BR><BR><B>Автоматы</B><BR>В последние годы становится все более популярной установка торговых автоматов. Автоматы, торгующие сигаретами, шоколадками, прохладительными напитками, варящие кофе, чай или бульон, как правило, сразу после установки очень популярны у арендаторов. Также они выгодны и для управляющих, так как занимают минимум полезной площади. Как правило, управляющие берут с компаний, владеющих подобными автоматами, фиксированный процент с выручки (обычно называют 5-7%).<BR>Продвижение офисного центра к разряду более престижных подталкивает управляющих брать под больший контроль даже мелкое сервисное обслуживание.