Петербургские лифты останавливаются. Возможно, навсегда

Около 90% населения Петербурга живут в зданиях, снабженных лифтами. Снабженных, но не всегда работающих.

<BR>Около 90% населения Петербурга живут в зданиях, снабженных лифтами. Снабженных, но не всегда работающих.<BR>На сегодняшний день в городе насчитывается порядка 31 тыс. лифтов, из них около 27 тыс. обслуживают жилищный сектор. Лифты принадлежат городу и, в принципе, вместе со зданиями находятся в ведении КУГИ. Однако эксплуатация лифтового хозяйства возложена на Комитет по содержанию жилищного фонда администрации Петербурга, который через районные жилищные агентства (РЖА) заключает договоры со специализированными эксплуатирующими организациями. В Петербурге обслуживанием основной массы лифтов занимается пять организаций: четыре государственных РСУ и одна коммерческая фирма ЗАО "ОТИС-Санкт-Петербург". Все районы города поделены между ними. "В начале 90-х "ОТИС" приобрел РСУ-1 и взял на себя эксплуатацию не только своих фирменных лифтов, но и лифтов других лифтопроизводителей", - рассказывает Владимир Маров, генеральный директор компании "ОТИС-Санкт-Петербург". В это же время остальные РСУ объединились а Ассоциацию "Петролифт".<BR><BR><B>Самый главный транспорт</B><BR>Ежедневно в городе лифтом пользуется более 6 млн человек, то есть по объемам перевозок этот транспорт опережает даже метро. В лифтах с недавних пор даже появились рекламные плакатики. Однако относятся к лифтам в городском хозяйстве скорее как к "бедным родственникам", нежели как к крупному элементу транспортной инфраструктуры. "Лифтовое хозяйство - это серьезная и самостоятельная отрасль, обладающая сложными технологиями, - считает Алексей Федоров, заместитель председателя Комитета по содержанию жилищного фонда. - Поэтому нужны новые подходы к эксплуатации лифтов, старые никуда не годятся".<BR>По надежности отечественные лифты не уступают зарубежным, но только при условии их правильной эксплуатации, чего в российской действительности сроду не бывало. Чтобы этот сложный транспортный механизм благополучно работал, в него необходимо постоянно вкладывать деньги. "Это же нонсенс! - эмоционален Владимир Дмитриев, начальник РСУ-4, председатель ассоциации "Петролифт". - Сейчас за эксплуатацию лифта в месяц одна квартира платит около 7 рублей. Столько же платится за радиоточку или телеантенну, но разве можно их сравнивать с лифтом!" Именно из-за недостатка финансирования в городе ежедневно выходит из строя и простаивает около 1000 лифтов, каждый из которых обслуживает в среднем 200 человек. "Умножив эти два числа, мы получаем 200 тыс., а ведь это целый город! - приводит наглядный пример Владимир Маров. - Представьте, что, допустим, в Новгороде остановились все лифты!"<BR><BR><B>Старость - не радость</B><BR>Виталий Постников, начальник отдела по надзору за лифтами и эскалаторами управления Северо-Западного округа Госгортехнадзора приводит неутешительную статистику: "По действующему законодательству, лифт должен работать 25 лет, по истечении этого срока он подлежит либо замене, либо экспертизе и модернизации, поскольку становится опасен. На сегодняшний день более 10.000 лифтов уже отработали свой ресурс в четверть века, а 1500 служат более 40 лет. Например, на улицах Чайковского и Кирочной до сих пор работают лифты, запущенные еще в 1958 году! Работают они только на подъем, на верхних этажах даже нет кнопки вызова лифта". В старом фонде очень много нестандартных и морально устаревших лифтов. Для них уже давно не выпускаются запасные части, ремонтировать их практически нечем. Жильцами таких домов, как правило, являются пожилые и не очень здоровые люди. Очень часты случаи, когда врачи вызванной "Скорой помощи", узнав, что лифт в подъезде не работает, отказывались выезжать к больному. Получается, что немощные жильцы порой становятся узниками собственной квартиры, пока не починят лифт. "Вести ремонт в старом фонде чрезвычайно сложно, - говорит Владимир Маров. - Иногда проехать во внутренний двор невозможно и приходится тащить тяжеленный редуктор или электродвигатель лебедки на руках по дворам, лестницам и чердакам". <BR>Однако более острая проблема надвигается со стороны "спальных" районов, возведенных в период расцвета массового жилищного строительства. С начала 70-х годов в городе ежегодно вводилось в строй около 1000 лифтов. Таким образом, сейчас число лифтов, нуждающихся в реконструкции, также увеличивается на 1000 штук в год. "Если в ближайшее время не удастся коренным образом изменить ситуацию, то процесс станет необратимым", - считает Владимир Дмитриев.<BR><BR><B>Вандализм</B><BR>Между тем лифты, как и люди, умирают не только от старости. Значительная часть лифтового оборудования безжалостно уничтожается самими горожанами. Владимир Маров: "На лифты идет настоящая охота со стороны сборщиков цветных металлов. Для них это бизнес, которым они зарабатывают на жизнь". Основным объектом хищений являются медные катушки тормозного магнита, обмотка электромотора и медные контакты. <BR>Для того чтобы проникнуть в машинное помещение лифта, воры вскрывают железные двери и даже пробивают кирпичные стены. "Был случай, когда за одну ночь была похищена медь из 100 машинных помещений", - рассказывает Виталий Постников.<BR>Однако существует и ни чем не объяснимый вандализм - "для души". Сжигаются кнопки вызова, двери и целые кабины. Заклиниваются механизмы и устройства лифтов, в результате чего сгорают электродвигатели. На такие "мелочи", как разбитые лампочки и испражнения на полу кабины, жильцы и ремонтники уже не обращают внимания - главное, чтобы ходил лифт. По мнению специалистов, бороться с этим явлением можно, только наладив эффективную систему диспетчерской связи. На нее, как водится, нет денег, хотя ее внедрение позволило бы сберечь значительно большие средства, чем те, что приходится в результате тратить на ремонт.<BR><BR><B>Лифты мстят</B><BR>Естественно, что лифт, как любой транспортный механизм, является источником повышенной опасности, а уж петербургские лифты из-за повышенного износа и постоянных вредительств - и подавно. Однако многие жильцы об этом не задумываются. Результатом являются постоянные несчастные случаи. Особенно они распространены среди подростков, которые гибнут и калечатся, проникая в шахты лифтов. По данным Госгортехнадзора, в 1998 году по разным причинам в лифтах погибли три человека, столько же в 1999 году. Немало трагических случаев происходит среди обслуживающего персонала, ремонтников. "К сожалению, профессионализм специалистов лифтового хозяйства постоянно снижается, - сетует Алексей Федоров. - Из-за плохого финансирования идет постоянный отток мастеров высокого класса, а заменить их некому. Подготовкой таких специалистов сейчас почти никто не занимается. В результате страдают люди".<BR><BR>Программы, программы...<BR>Как положено, для любой отрасли городского хозяйства лифты имеют свою программу по реконструкции. Разработана она еще в 1997 году. На нее даже выделены деньги, только их количество позволяет заменить не более 200 лифтов в год, при потребности как минимум в 1000. Всего же в городе более 8000 лифтов нуждается в немедленной замене или модернизации. "Петролифт" вместе с "ОТИСом" внес в Законодательное собрание и администрацию предложение по выделению этой суммы в бюджете, но пока этот вопрос так и не решен. Пока же у города существует огромная задолженность перед эксплуатирующими организациями. Причину плохого финансирования лифтовики видят прежде всего в низких тарифах и неэффективной системе распределения собранных средств. "Сейчас деньги, выделяемые городом на содержание лифтов, идут в РЖА, где их зачастую направляют на решение других проблем, которых у жилищников предостаточно. Им не хватает средств на ремонт крыш, фасадов, сантехники, уборку и вывоз мусора, - поясняет Владимир Маров. - Неудивительно, что при такой схеме лифтовики по нескольку месяцев не получают зарплату". Кроме того, по единодушному мнению "ОТИСа" и "Петролифта", тариф за пользование лифтом должен быть выделен в сумме коммунальных платежей отдельной строкой и увеличен как минимум до 25 рублей с квартиры - и это предложение тоже рассматривается городскими властями. "В Ленинградской области в ряде городов тариф подняли до 30 рублей, и порядка стало больше", - говорит Виталий Постников. "Пора разработать программу, предусматривающую самофинансирование лифтового хозяйства, - делится планами Алексей Федоров. - Возможно, что часть лифтов можно будет даже сдавать жильцам в аренду".<BR>Пока же проблемы остаются. А единственная тревожная мысль жильца, заходящего в темный многоэтажный подъезд, описывается фразой: "Только бы работал!" (Р.Р.)