"Ленфильм" бьется за свое "Собачье сердце"

Киностудия "Ленфильм" ведет борьбу за авторские права на свои телефильмы.

<BR><BR>Киностудия "Ленфильм" ведет борьбу за авторские права на свои телефильмы.<BR>За последние 2 недели "Ленфильм" выиграл суд по фильму "Собачье сердце" у Гостелерадиофонда и привлек к ответственности 27-й телеканал за несанкционированный показ сериала "Софья Ковалевская". На очереди - "Шерлок Холмс".<BR>На сегодня прокат теле- и кинофильмов - основная статья доходов киностудии "Ленфильм". Гостелерадиофонд и пиратствующие телеканалы - основная головная боль ее администрации.<BR>На несанкционированном показе фильмов киностудия теряет десятки тысяч долларов. <BR><BR><B>$1.000.000 в год </B><BR>Директор по продажам киностудии Георгий Мауткин поясняет: "Показав популярный фильм трижды в год по центральному каналу, мы можем заработать около $10.000. <BR>Если кто-то прокатывает его без нашего ведома, то мы не получаем деньги за показ и не можем исполнить обязательства по договорам с другими каналами. <BR>Так как такие контракты предусматривают предоставление телеканалу исключительных прав на показ данного фильма. <BR>"Если бы могли нормально продавать того же "Шерлока Холмса", можно было бы зарабатывать десятки тысяч долларов и финансировать картины и студию. Но сложно пользоваться правами и получать доход, когда на них претендуют другие", - говорит Георгий Мауткин. <BR>На авторские права по отношению к фильмам ленинградской киностудии претендует прежде всего Гостелерадиофонд, являющийся правопреемником Гостелерадио СССР. Директор адвокатского бюро "Поверенный" (Москва) Арнольд Татаринцев объясняет: "Могу сказать, что в такой ситуации оказался не только "Ленфильм", а все известные российские киностудии. Гостелерадиофонд претендует на авторские права, и его интерес понятен. <BR>Речь идет о нескольких сотнях произведений, из них 200-300 фильмов являются шедеврами российского кино.<BR>У "Ленфильма" это "Шерлок Холмс", "Собачье сердце", у Одесской киностудии - "Место встречи изменить нельзя", у Cвердловской киностудии - "Бумбараш". <BR>При том сколько сегодня стоят авторские права на такие фильмы, речь идет о нескольких миллионах долларов дохода ежегодно.<BR>Один только "Ленфильм" может зарабатывать около $1.000.000 в год, единолично распоряжаясь своей коллекцией".<BR><BR><B>Сначала было право</B><BR>В прежние времена Гостелерадио обладало государственной монополией на показ всех советских фильмов, кроме того, в Гостелерадиофонде хранятся их копии. Поэтому он продолжает предоставлять телеканалам право на их показ. Так, без согласования с "Ленфильмом", ОРТ было дано право на показ фильма "Собачье сердце".<BR>Московский дистрибьютор киностудии - ЗАО "Медиа-Мост" и "Ленфильм" обратились в суд и выиграли дело. На прошлой неделе апелляционная инстанция Арбитражного суда города Москвы подтвердила правильность этого решения. <BR>Несколько дней спустя в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области 27-м телеканал отказался от апелляционной жалобы, добровольно признав за "Ленфильмом" авторские права на "Софью Ковалевскую". <BR>"Мы выиграли уже несколько судебных процессов по защите своих авторских прав на фильмы. Только по "Софье Ковалевской" их было несколько.<BR>Отыграли целый пакет фильмов у видеопиратов в Петербурге.<BR>Сейчас готовим иски, которые коснутся проката фильмов "Шерлок Холмс" и "Сокровища Агры".<BR>Это не значит, что мы в плохих отношениях с телекомпаниями или с Москвой. Просто раньше была другая система, все было "народное". От этого трудно отвыкнуть. Хотя на самом деле государству ничего не принадлежало".<BR>Арнольд Татаринцев поясняет: "Авторские права киностудий на телефильмы регулируются как старым Гражданским кодексом, который действовал тогда, когда создавались эти фильмы, так и федеральным Законом "Об авторском праве и смежных правах".<BR>В постановлении о порядке введения в действие этого закона сказано, что за юридическими лицами сохраняются те авторские права, которые принадлежали им ранее. В соответствии со ст. 486 старого Гражданского кодекса, авторские права на кино- и телефильм принадлежат предприятию, осуществившему съемку.<BR>Таким образом, те авторские права киностудий, которые возникли по старому законодательству, были сохранены. Авторское право не связано с материальным носителем. Кассеты могут храниться в Гостелерадиофонде, но ему никто не отдавал авторское право на эти произведения".<BR><BR><B>Гонорары, крыша и кино</B><BR>Директор по продажам киностудии Георгий Мауткин вспоминает: "В какой-то момент "Ленфильм" превратился в производственную базу для многочисленных новых кинокомпаний. Но кинопрокат приказал долго жить. Поток заказчиков схлынул. К 1997 году мы пришли с тем, что имели всего один собственный проект".<BR>"Ленфильм" никогда не был "фабрикой грез". Здесь снимали серьезное кино. И киностудия "Ленфильм" намерена возродить свое прежнее реноме. <BR>Георгий Мауткин поясняет: "Мы поняли, что должны сами создавать и продавать серьезные фильмы. И начали процесс освобождения занятых пакетов фильмов. Провели огромное количество переговоров и судов. Отказались от услуг дистрибьюторов.<BR>На сегодняшний день мы работаем только с одной крупной фирмой - это ЗАО "Медиа-Мост" в Москве".<BR>По словам Георгия Мауткина, такая стратегия позволяет "Ленфильму" вот уже 3 года выплачивать авторские гонорары, содержать павильоны и цеха, ремонтировать кровлю, совместно с Госкино финансировать собственные проекты.<BR>С "Ленфильмом" работают такие режиссеры, как Александр Сокуров, Лидия Боброва, Алексей Герман, Александр Рогожкин, Дмитрий Месхиев.<BR>В производстве находятся шесть собственных проектов киностудии и еще три - совместных с другими кинокомпаниями.