00:0012 июля 199900:00
253просмотров
00:0012 июля 1999
В Петербурге действуют около 50 польских компаний и совместных предприятий.
<BR>В Петербурге действуют около 50 польских компаний и совместных предприятий.<BR>Некоторые из них, например аваикомпания Lot, работают в Петербурге несколько десятилетий.<BR>Большинство из них - представительства польских компаний. Существует также ряд фирм, специализирующихся на импорте продукции. Для польских предпринимателей российский рынок составляет 5-10% от общего объема продаж. <BR>Среди торговых партнеров Польши Россия занимает 3-е место, после Германии и Италии. На рубеже 90-х годов как российские, так и польские фирмы отдавали предпочтение западным партнерам. <BR>Однако идеалистический период быстро прошел, и с 1993 года товарооборот между Россией и Польшей неуклонно увеличивался. После августовского кризиса идиллия кончилась - внешнеторговый оборот России с Польшей в 1998 году упал на 43% по сравнению с 1997 годом. <BR><BR>Кто разбудит спящую красавицу?<BR>По словам Славомира Тарновски, консула по торговле генерального консульства Республики Польша, Петербург представляет большой интерес для польских предпринимателей. До кризиса в Северную столицу приезжало много представителей польских фирм, "однако у них быстро наступало разочарование в связи с отставанием петербургского рынка от масштабов 5-миллионного города". Если перед польским предпринимателем стоит выбор: сотрудничать ему напрямую с Петербургом или через Москву, - он, как правило, выбирает второй вариант. Это связано с тем, что в столице сосредоточены наиболее крупные оптовые компании и, естественно, больший объем поставок.<BR><BR><B>Секрет прост</B><BR>Структура польского импорта достаточно традиционна: продукты питания (мясо, рыба), фармацевтическая продукция, текстиль, парфюмерия, изделия из стекла. <BR>На петербургском рынке продуктов питания поляки стараются не упустить свою нишу и предлагают продукцию по более низким, чем у других иностранных производителей, ценам.<BR>ООО "Камис - приправы" обосновалось в Петербурге в январе 1999 года и за короткий срок заняло значительную долю рынка. Директор Гжегож Стыковски объясняет причину успеха так: "У нас простая схема работы. Мы работаем без посредников".<BR>ООО "Пекрос" (учредитель польский холдинг "Пекполь"), специализировавшееся до августа 1998 года на поставках готовой мясной продукции, после кризиса быстро переориентировалось на поставки продуктов промышленной переработки для пищевой и фармакологической промышленности.<BR><BR><B>В Петербург с электротехникой</B><BR>Поляки являются посредниками в поставках в город и Ленинградскую область электротехники из Германии и Италии. Так, ООО "Элтим" импортирует польскую электротехнику для промышленных предприятий. Товарооборот фирмы в России, по словам сотрудников компании, "приближается по объему к ее товарообороту в Польше". <BR>Электротехнические фирмы сотрудничают со многими регионами России. Традиционно назывались северные регионы (Мурманск, Тюмень и Красноярск). В целом же цены на польскую электротехнику ниже на 10-40%, чем у других западных производителей.<BR><BR><B>Долгожители</B><BR>Российский рынок традиционно привлекателен для поляков. На первом месте среди преимуществ стоит обширность рынка, во-вторых, срабатывает традиционность связей с Россией и бывшими республиками Союза, в-третьих, польские товары по-прежнему конкурентоспособны.<BR>Другой давний партнер России - фармацевтическая фирма Сiech. Иренеуш Рогачевский, директор представительства в Петербурге, говорит, что пик продаж в России пришелся на 1997 год ($6 млн). Однако и сейчас, по данным на март 1999 года, фирма занимала 2-е место среди фармацевтических компаний мира по объему продаж в России.<BR>Скромный вклад в представление польских товаров на городском рынке вносит единственный фирменный польский магазин в Петербурге - "Янг". Он специализируется на продаже одежды польских производителей. <BR><BR><B>Свободного капитала нет</B><BR>На сегодняшний день большинство польских производителей не спешат делать инвестиции в Россию, хором ссылаясь на нестабильную экономическую ситуацию.<BR>По словам Славомира Тарновски, у польских фирм нет свободного капитала. Он ангажируется в первую очередь на внутреннем рынке. <BR>Однако первые ласточки все же есть. В Петербурге с 1995 года функционирует ЗАО "Акваметр", российско-польское предприятие по производству счетчиков воды. Расположенный в Гатчинском районе завод загружен лишь на 25% мощности. <BR>Субъективное мнение по инвестиционным вложениям высказал инженер ООО "Элтим" Евгений Фризюк. По его мнению, предварительные расчеты проекта по открытию сборочного цеха в Петербурге показали, что затраты на его реализацию слишком высоки, а выпускаемая здесь продукция была бы дороже в 8 раз той, которая импортируется из Польши. (А.П.)