В рекрутерской среде завелись безобразия

Рекрутинговое агентство можно открыть в своей собственной квартире.

<BR><BR>Рекрутинговое агентство можно открыть в своей собственной квартире.<BR>Однако необязательность крупных первоначальных инвестиций не избавляет владельцев и сотрудников рекрутерского бизнеса от необходимости соблюдения профессиональной этики.<BR><BR><B>Всех запутала пресса</B><BR>"Непрофессиональное поведение присутствовало на данном секторе рынка всегда, - говорит директор-консультант фирмы Boyden Виктор Машенджинов, - но полгода назад публикации некоторых СМИ о потерявших работу топ-менеджерах, готовых за $100 делать что угодно, добавили иллюзий одним и заблуждений другим". Во-первых, изменившиеся условия повысили планку требовательности работодателей, а во-вторых, существенно увеличилось число фирм, предлагающих клиентам найти персонал за 2 дня. "Серьезного, квалифицированного специалиста по-прежнему найти ой как непросто", - продолжает Виктор Машенджинов.<BR><BR><B>У семи нянек</B><BR>Сегодня, по наблюдениям Виктора Машенджинова, на рынке наблюдается несколько опасных тенденций. <BR>Клиенты (работодатели), объявляя некую вакансию, обращаются сразу в несколько рекрутинговых агентств, гарантируя оплату после приема кандидата на место. Тем самым создается ситуация, когда за одним кандидатом бегают порой сразу несколько консультантов и предлагают ему одну и ту же работу. При этом о вакансии каждый из них говорит в меру своего понимания. <BR>Кандидат в такой ситуации понимает, что к нему не относятся серьезно; фирма-работодатель сама не знает, чего хочет; все рекрутеры поверхностны. "Скоро слово "рекрутер" станет ругательством, если так и дальше пойдет, - говорит Виктор Машенджинов. - А тенденция, когда одни притворяются, что платят, а другие - что работают, опасна".<BR>"Для того чтобы понимать, что происходит, - советует кандидатам консультант Norman DL Consulting Ольга Чеботкова, - следует понимать, что рынок рекрутинговых услуг имеет свою четкую сегментацию. Я бы порекомендовала быть внимательнее к специализации агентств, в которые вы обращаетесь. Вот, например, внесение в базу данных рекрутинговой фирмы за деньги: по-моему, это безобразие. Хотя в мире такая практика существует. Но нужно предупреждать! А то мне кандидаты рассказывали истории, как уже после заполнения анкет им говорили: "А теперь с вас 200 рублей". Это просто мошенничество". Виктор Машенджинов вспомнил случай с водителем, направленным неким агентством на работу в фирму, которая в агентство и не обращалась. После получения работником первой зарплаты его долго терроризировали требованиями отдать ее "рекрутерам"... <BR><BR><B>Летучие резюме</B><BR>Рекрутинговый бизнес строится на доверии. Он связан с людьми и должен руководствоваться правилом врачей "Не навреди".<BR>"Сказанная кому-то лишняя информация может негативно отразиться на твоем клиенте либо кандидате, - продолжает Виктор Машенджинов. - Ведь смысл рекрутинга - не в трудоустройстве безработных, а в том, чтобы найти такого специалиста, какого надо. Но такие, как правило, все при деле. Поэтому компании, которые звонят человеку на работу ("Але, это фирма "А"? Позовите Маню, мы представляем компанию "Б", у нас к ней есть предложение!"), могут просто сделать Маню безработной".<BR>Вред может быть нанесен кандидату и в том случае, если рекрутер не вполне корректно довел до него информацию о вакансии: человек меняет работу - и тут выясняется, что и зарплата в 2 раза ниже, и офис в другом городе, и продавать надо совсем не то.<BR>Стопроцентное уважение к кандидату - очень важный принцип, уверен Виктор Машенджинов. Ведь кандидат - серьезный, занятой человек: "Он должен знать, что ты с ним делаешь, а делать это ты можешь только с его разрешения. Резюме - это достаточно интимная вещь. Между рекрутером и кандидатом существует такое негласное соглашение: откровенность за конфиденциальность. И торговать человеком, не ставя его об этом в известность, просто аморально". <BR>Ольга Чеботкова также считает, что рассылка резюме всем желающим без согласования с кандидатом возмутительна: "На рынке существуют как компании, осуществляющие подбор профессионалов очень высокого уровня, так и компании, работающие со специалистами либо непрофессиональными кадрами. Однако, вне зависимости от того, на каком сегменте рынка работает агентство, оно должно четко соблюдать этические принципы. В США, например, из-за одной жалобы клиента рекрутер может лишиться лицензии".<BR>Виктор Машенджинов считает, что нарушение правил профессиональной этики разрушает начавший складываться рынок.<BR><BR><B>Как быть</B><BR>Проблемы этики в профессиональном поведении - проблемы всего рынка. Виктор Машенджинов считает, что заполнением одной вакансии не должны заниматься 10 рекрутеров. А по мнению Ольги Чеботковой, кандидат, решивший найти или сменить работу, должен понимать, что он выходит на специализированный рынок: "Сначала нужно его изучить, какого профиля и уровня на нем действуют агентства, как они работают с кандидатами; если они берут деньги - то за какие услуги. И, конечно, кандидату нужно верно позиционировать самого себя на рынке труда".