Инновации надо вводить в моду

Промышленники забывают рационализировать производство

<BR><BR><B>Промышленники забывают рационализировать производство</B><BR>Дмитрий Бахтурин, генеральный директор компании "Инститьюшнл Венчур Менеджмент"<BR><BR>Парадокс: у нас старая промышленность, но заказов на инновации, на рационализаторские решения не существует. Я говорю не о разработке нового продукта, который может быть связан со значительным объемом инвестиций и с высокой степенью риска. Большинство инноваций требуется для рационализации существующих производств - улучшения технологии или продукта. <BR>Мы уже 2 года работаем на одном из предприятий и решаем конкретные рационализаторские задачи, повышаем эффективность существующих технологий. И здесь обнаруживаются общие для промышленности проблемы.<BR>Руководство большинства предприятий не способно воспринимать инновации ни от собственных сотрудников, ни от внешних консультантов. С другой стороны, специалисты, способные решать подобный круг вопросов, не знают о проблемах, существующих сегодня на действующих предприятиях. Это проблема коммуникаций, отсутствия информации. Мы сейчас нашли единомышленников и собираемся хоть как-то решить эту проблему, создав сайт в Internet. Но этого недостаточно. <BR>Несколько лет назад руководители предприятий также не понимали необходимость современных методов менеджмента. Сегодня даже директора со стажем советского руководства знают о том, что такое стратегическое планирование, управление затратами и другие азы западной науки управления. Мне сегодня с собственником предприятия не составляет труда говорить в терминах NPV. <BR>Но о рационализации действующей технологии никто сегодня не задумывается. Например, существует технологическая линия, которая дает брак 40%. Все знают, что она всегда давала такой показатель. Этот же показатель забит и в отраслевых справочниках. Руководитель предприятия и не задумывается о том, что эту цифру можно снизить в несколько раз. Директор управляет издержками, думает о планах развития, но о рационализации действующего производства забывает.<BR>Более того, сотрудники предприятия тоже не стремятся участвовать в этом процессе. Мы специально провели опыт. Привезли экспериментальную установку на завод и предложили рабочим внести идеи по ее улучшению. Один написал в журнал три страницы предложений, но затем вырвал. Испугался, что окажется "белой вороной". В сознании укоренился тезис, что высовываться опасно. <BR>Я по своему опыту могу сказать, что когда ползаешь вместе с рабочими под станками и печками, то узнаешь, что у сотрудников очень много идей по рационализации производства. Но эти идеи остаются невостребованными. И если раньше, в советское время, существовали над предприятием надстройки в виде отраслевых НИИ, министерств, Госкомитета по науке и технике, которые занимались научным развитием технологий, оборудования, то сегодня этого нет. Предприятия в угоду экономии и глобальным проектам забыли о необходимости решать мелкие, но важные вопросы. Решение этих вопросов не требует больших капвложений, но способно дать ощутимый результат.<BR>Особенно актуальна эта проблема в Петербурге. Здесь большое количество промышленных предприятий, в прошлом было много отраслевых институтов. Я уверяю, что за неделю в городе найду людей, способных решить любую техническую задачу. Лишь бы был спрос на решение таких задач.