00:0031 марта 199900:00
20просмотров
00:0031 марта 1999
ОАО "Ленметрогипротранс" оценило разработанную им технологию строительства метрополитена глубокого залегания.
<BR><BR>ОАО "Ленметрогипротранс" оценило разработанную им технологию строительства метрополитена глубокого залегания.<BR>По результатам оценки, которую произвела компания "Петропатент", ее стоимость составила $10.508.000. Однако тендер на участие в строительстве метрополитена в Будапеште, назначенный на весну 1999 года, где ОАО собиралось представить свою технологию, не состоялся.<BR><BR><B>Дружба врозь</B><BR>У петербургских метростроевцев давние связи с венгерскими коллегами. Еще во времена СССР ленинградский "Метрострой" принимал участие в строительстве метрополитена в Будапеште.<BR>Генеральный директор ОАО "Ленметрогипротранс" Николай Кулагин вспоминает: "В течение последних лет мы успешно участвовали в нескольких тендерах на строительство четвертой очереди метро в Будапеште. Именно поэтому и была проведена оценка технологии строительства метрополитена глубокого залегания".<BR>Однако к концу 1998 года, когда оценка была закончена, венгерские партнеры охладели к задуманному. Причина тривиальна - не нашлось денег. <BR>Итоговый тендер был отложен на весну 1999 года - до стабилизации экономической ситуации. Однако он до сих пор не назначен. И, по мнению Николая Кулагина, скорее всего, не состоится.<BR>Технология строительства метрополитена глубокого залегания - пока единственная технология, в отношении которой "Ленметрогипротранс" провел оценку рыночной стоимости. В отсутствие реальных инвесторов проектировщики не спешат тратить деньги на оценку прочих разработок.<BR><BR><B>Нет покупателей</B><BR>По словам генерального директора ОАО "Метрострой" Вадима Александрова, реализовать технологию строительства Петербургского метрополитена довольно сложно. Особенности местного грунта делают ее уникальной. <BR>"В Будапеште грунт имеет похожее строение, поэтому венгерские коллеги долгое время были единственными реальными заказчиками. Возможно, есть и другие места, где наш опыт нашел бы применение, но там не строят метро", - сетует Вадим Александров.<BR>Время от времени строители получают предложения из-за рубежа. Однако чаще всего россиян приглашают для участия в тендерах, чтобы сбить цены, ведь в России самые дешевые технологии и рабочая сила. Пока "Метрострою" приходится довольствоваться небольшими единичными подрядами в странах третьего мира.<BR>Ольга Походина, генеральный директор ООО "Петропроект" (компания занимается проектированием котельных), считает, что в нынешней ситуации от подобных неожиданностей любые проектировщики не застрахованы: "Наш продукт не столь уникален. Возможно, поэтому нам не приходилось сталкиваться с ситуацией, когда инвестор резко меняет свои планы". В компании считают, что готовая разработка, тем более если в отношении нее произведена оценка рыночной стоимости, - это нематериальные активы предприятия, то есть интеллектуальный капитал, которым оно владеет. <BR>"Интеллектуальную собственность можно и нужно продавать", - считает Ольга Походина.