Cтереотипы помогают управлять

Стереотип восприятия существующих в мире систем менеджмента - американской, европейской и японской - разрушает немецкий профессор Фолькмар Крайзиг.

<BR><BR>Стереотип восприятия существующих в мире систем менеджмента - американской, европейской и японской - разрушает немецкий профессор Фолькмар Крайзиг.<BR>Фолькмар Крайзиг учит студентов Санкт-Петербургского государственного университета, что в европейском менеджменте существуют свои течения. Профессор читает курс, посвященный трансформациям экономики, прежде всего - сходству и различию процесса приватизации в европейских странах. Фолькмар Крайзиг рассказывает о развитии персонала и человеческих отношениях в системе предприятий.<BR>Шесть лет руководства частным исследовательским институтом в Восточной Германии и сотрудничество с Еврокомиссией в качестве советника позволили Фолькмару Крайзигу определить три основные, с его точки зрения, системы европейского менеджмента: германскую, шведскую и британскую. "Безусловно, - говорит он, - есть и другие - французская, датская. Но эти три - базовые. Если определять коротко, то эти системы менеджмента ориентированы: шведская - на переговоры, германская - на консенсус, а британская - на конфликт".<BR>Во многом такое условное разделение определяется законодательством стран. В Швеции, поясняет Фолькмар Крайзиг, в трудовых отношениях большую роль играет государство, поэтому конфликты, связанные с вопросами управления, могут оказаться политическими. Зачастую государство вынуждено участвовать в решении спорных вопросов управления - в проведении переговоров между заинтересованными сторонами. В Германии, напротив, все ограничено отношениями работника и работодателя. Система таких отношений сильно структурирована, многоэтапна и основана на всевозможных договорах, базовыми среди которых являются тарифные соглашения. Проблемы менеджмента решаются внутри самих предприятий - путем переговоров, нацеленных на консенсус. В британской же системе, как и в романских странах, отмечает Фолькмар Крайзиг, переговорный процесс как таковой существует лишь в сфере функционирования бизнеса, но не в его организации. Здесь отмечается минимум договоров и минимум переговоров, более распространена судебная практика решения конфликтов.<BR>Проблема, считает профессор, в том, что иностранный менеджер, приходящий в иное государство, приносит с собой и свой, присущий менеджерам его страны, стиль управления. А у персонала чужой подход зачастую вызывает ощущение чуждого и - как следствие - отторжение любых шагов управленца. Дабы избежать конфликтов в интегрированной мировой экономике, считает Фолькмар Крайзиг, современный менеджер должен ориентироваться в национальных принципах, методах и приемах управления.