В Петербурге маркетолог - больше чем просто консультант

Петербургские маркетинговые фирмы считают себя особенно сведущими в анализе рынка потребителей, производителей и продавцов, а также в оказании консультационных услуг.

<BR>Петербургские маркетинговые фирмы считают себя особенно сведущими в анализе рынка потребителей, производителей и продавцов, а также в оказании консультационных услуг. <BR>По крайней мере именно эти функции отметили большинство руководителей 18 маркетинговых фирм, которые отвечали на вопросы исследователей летом 1998 года. <BR>Маркетинговая фирма в Петербурге - это чаще всего небольшая фирма. Половина респондентов имеет штат сотрудников, не превышающий 15 человек.<BR>Почти 2/3 респондентов заявили, что маркетинговые исследования являются основным профилем деятельности их фирмы. Второе и третье места поделили те, кто декларирует прежде всего консалтинг и рекламу как основной вид деятельности (по 28%).<BR>Больше всего опрошенных фирм образовано в 1994 году - 33%, что можно объяснить появлением спроса на услуги независимых исследователей именно в это время. Всего лишь 28% фирм-респондентов является филиалами московских или западных фирм. Остальные же созданы петербургскими владельцами. <BR><BR><B>Опросы без интервьюеров</B><BR>В большинстве опрошенных фирм нет постоянных интервьюеров, а в половине - нет даже временных команд интервьюеров. Между тем среди лидирующих методов изучения рынка были названы личные интервью (100% респондентов), телефонные интервью (78%), фокус-группы (67%), уличные интервью (61%) и анализ вторичной информации (50%). Эти методы (кроме фокус-групп и анализа вторичной информации) не представляется возможным применять без привлечения интервьюеров. Как это противоречие разрешает половина петербургских исследовательских фирм, остается загадкой. <BR>Пятерка лидеров среди ответов на вопрос "С помощью каких электронных систем производится сбор и анализ данных?" распределилась следующим образом: Excel (50%), другие программы (39%), Access (28%); специализированные социологические программы SPSS и Statistica используют всего лишь по 22% фирм. То есть технологическая оснащенность остается мечтой для большинства петербургских исследовательских фирм.<BR>В оценках нынешнего положения большинство руководителей фирм сохраняют оптимистический настрой. Считают, что их фирма достаточно оснащена техникой 78% респондентов, имеет квалифицированные и опытные кадры 89%, нашла и укрепила свое место среди конкурентов 94%, знает свои проблемы и сможет их решить 100%. Стоит отметить, что опрос проводился еще до августовского кризиса, поэтому ответы полны оптимизма.<BR><BR><B>Доверие к результатам</B><BR>Больше всего опрошенных фирм (44%) показало, что численность западных и отечественных клиентов среди всех имеющихся у фирмы примерно одинакова.<BR>Среди представителей разных отраслей бизнеса, наиболее часто сотрудничающих с петербургскими маркетинговыми фирмами, лидируют производители товаров (83,3% опрошенных назвали их своими постоянными клиентами), оптовики (27,8%) и строительные фирмы (22,2%). <BR><BR><B>Цели и ориентиры</B><BR>В качестве основных проблем, стоящих перед петербургскими маркетинговыми фирмами, 28% респондентов назвали низкий уровень образования маркетологов, представляющих интересы клиентов. А 17% ощущают острую потребность в кооперации маркетинговых фирм. Другие проблемы волнуют исследователей в гораздо меньшей степени.<BR>Более всего опрошенных - 44% - не знают, как решать имеющиеся проблемы, по 11% полагают, что необходимо проведение круглых столов и что "все решит время". <BR><BR>В Петербурге насчитывается около 30 маркетинговых фирм.<BR>Ответы на некоторые вопросы в сумме составляют более 100%, так как респондент мог выбрать несколько вариантов ответов.<BR><B>Подготовила </B><BR><B>Елена Локтионова</B>