Выборы дают выход азарту и амбициям

ВМоскве деятельность по политическому консультированию уже оформилась в отдельную сферу бизнеса: существует ряд известных компаний, в которых работают зарекомендовавшие себя имиджмейкеры (центры избирательных технологий "Никколо М", "Имидж-Контакт", "Мисс

<BR><BR>ВМоскве деятельность по политическому консультированию уже оформилась в отдельную сферу бизнеса: существует ряд известных компаний, в которых работают зарекомендовавшие себя имиджмейкеры (центры избирательных технологий "Никколо М", "Имидж-Контакт", "Миссия-Л" и т.д.). Стоит сказать, что в Петербурге эта область деятельности не получила организационного оформления, однако здесь также успешно работают многочисленные "профи": психологи, рекламисты, журналисты.<BR><BR>Кто они?<BR>Специалисты кафедры инженерной психологии и эргономики СПбГУ принимают участие в различных выборах начиная с 1992 года. "К нам обратились представители администрации с просьбой помочь в организации предвыборных кампаний. К слову, выборы состоялись именно в тех округах, где проводилась работа с избирателями. После этого занялись избирательными технологиями профессионально, работали по всей России, даже за рубежом - на Украине", - говорит старший преподаватель кафедры Андрей Морозов. По его мнению, в городе насчитывается менее десятка сильных команд, работающих с кандидатами, их возглавляют достаточно известные личности. Сейчас в Законодательное собрание избираются около 600 кандидатов, поэтому все работающие консультанты по выборам - нарасхват. <BR>В функции консультанта входят индивидуальная работа с кандидатом, разработка стратегии рекламной кампании, услуги по формированию предвыборного штаба и т.п. В принципе, возможна как работа "под ключ", так и отдельные консультации, например анализ рекламных материалов.<BR><BR><B>Имидж - ничто</B><BR>Как правило, лидер команды подбирает сотрудников самостоятельно, исходя из личных склонностей. Поэтому случаи, когда специалисты уходят в другое объединение, редки. Хотя существуют объединения и группы, которые не содержат постоянный состав консультантов, а собирают команду по мере необходимости.<BR>Владимир Домнин, координатор группы "Избирательные технологии", полагает, что избирательная культура еще не сформировалась и для специалистов по рекламе и имиджу здесь "непаханое поле" для деятельности. "Уровень "грамотности" ряда специалистов по выборам крайне низок, используются всего несколько избитых приемов воздействия на население. В частности, почти не практикуются социологические исследования предпочтений избирателей, а ведь это позволяет наиболее точно сформировать имидж кандидата", - говорит он. <BR>Имиджмейкер в классическом понимании - специалист, занимающийся "строительством" и коррекцией образа человека, который способен "поднять" кандидата с нуля и до президента. Специалистов такого уровня в России почти нет, считает Андрей Морозов, а определение "имиджмейкер" относится к консультанту по внешнему облику. <BR><BR><B>Расходы</B><BR>Политика - наиболее азартная игра в цивилизованном обществе. Но помимо азарта и возможности реализовать свои амбиции работа на выборах, как и всякий бизнес, привлекательна финансовой отдачей. По словам Андрея Морозова, расходы на оплату консультанта составляют не менее 10% бюджета предвыборной кампании. Бюджет рассчитывается исходя из количества предполагаемых избирателей, расходы от $1 на одного человека. Например, расходы на выборы в ЗС оцениваются в сумму от $120.000 до $400.000. Всего на эти выборы уйдет порядка $18 млн, и часть этой суммы достанется консультантам. Хотя, по мнению Владимира Домнина, пока затраты на специалистов по выборам составляют мизерную долю всех расходов, а основные средства тратятся на агитационные материалы. <BR>Наряду с преимуществами, работа на предвыборные кампании несет и определенную опасность, которая, однако, зависит от общей криминальной обстановки в регионе. Например, на выборах в одном уральском городке консультантам потребовалась круглосуточная охрана. <BR>Как правило, политические взгляды кандидата не играют для консультантов почти никакой роли. Правда, с явными фашистами и экстремистами вряд ли станет работать кто-либо из известных людей (хотя это определяется чисто личными взглядами). <BR>"Возможно, через несколько лет избирательная деятельность превратится в настоящую профессию, сформируются профессиональные команды. Если, конечно, политическая ситуация не отменит выборы как институт", - отмечает Андрей Морозов.