"Речевые листы" звучат под сводами музея

ВМузее прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии экспонируются работы Карлфридриха Клауса.

<BR><BR>ВМузее прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии экспонируются работы Карлфридриха Клауса.<BR>Значительная по объему монографическая выставка "Мысленные ландшафты", состоящая из пяти разделов, впервые представляет петербургским зрителям творчество одного из важнейших современных художников Германии. Отдельные графические листы и крупноформатные серии, написанные в стиле "конкретной и визуальной поэзии", соседствуют с аллегорическими "речевыми листами": звуковыми партитурами, которые дополняют и заполняют экспозиционное пространство.<BR>Идейная и художественная кульминация выставки - объект "Агрегат К", состоящий из графики, зеркал, стекол, света и слаборычащей партитуры. Нечто огромное и непонятное - представляющее собой единый точно просчитанный ансамбль, поразительный и по замыслу, и по воплощению.<BR><BR><B>Фонетика плюс поэзия</B><BR>Карлфридрих Клаус разрабатывает взаимодействие и соотношение изобразительного искусства и фонетики. Причем пути развития и воплощения звука в творчестве художника занимают значительное место. Клаус с раннего детства занимается фонетической поэзией. <BR>Родители Карлфридриха Клауса дали мальчику домашнее образование, чтобы идеология нацистской Германии не навредила детскому сознанию. Интересы юного Клауса всегда носили экзотический характер. Когда вокруг твердили о превосходстве арийской нации, он занимался ивритом, арабским и китайским языками.<BR><BR><B>Минус тоталитаризм</B><BR>Клаус вырос противником любой тоталитарной машины. Во времена Третьего рейха он учился на "дегенеративном" искусстве Пикассо, Клее и Брака. Во времена Берлинской стены Карлфридрих Клаус интересовался достижениями художников Западной Германии. Он никогда не боролся с режимом, не вступал в политические партии, но всегда оказывался в стороне от государственной кормушки.<BR>В начале 60-х Клаус интенсивно занимается фонетической поэзией. "Речевые листы", по признанию художника, - это попытка переложить основные принципы поэзии на язык шрифтов и знаков, превратить "семантическую информацию в квазимузыкальную и квазиграфическую". <BR>Решающую роль при этом занимает ритмическая моторика. Клаус часто пишет левой рукой, обеими руками. Он считает, что свободное динамическое движение на листе превращает разрозненные письмена в микроструктуры - ландшафты.<BR>Карлфридрих Клаус создает инсталляции, которые позволяют раскрыться всем "четырем аспектам прозрачных речевых листов": лицевая сторона, просвечивание лицевой стороны, оборотная сторона, просвечивание оборотной стороны. Производимый эффект экспонируемых объектов многократно просчитывается и продумывается.<BR>Карлфридрих Клаус, подвергавшийся гонениям и репрессиям как в условиях тоталитарной фашистской системы, так и при политическом режиме ГДР, считает, что в основе свободы личности лежит свобода языкового самовыражения.