Пластиковые карты осваивают нефтяной рынок

Самым современным и в то же время менее всего используемым на петербургском рынке "бензиновых" платежных средств являются пластиковые карты.

<BR>Самым современным и в то же время менее всего используемым на петербургском рынке "бензиновых" платежных средств являются пластиковые карты.<BR>Существенным недостатком пластиковых карт, по мнению многих "бензиновых" фирм, является дорогое оборудование, необходимое для эксплуатации карт. Затраты на установку оборудования и его амортизацию, как правило, включаются в стоимость бензина.<BR>Например, специалисты одной топливной компании подсчитали для себя, что установка оборудования для считывания, учета и авторизации пластиковых карт повысила бы стоимость литра топлава на 50-100 рублей. Несмотря на это, пластиковые карты используются все шире. Наиболее активными эмитентами пластиковых карт, предназначенных для расчетов на АЗС, являются Neste и Петербургский городской банк (Горбанк).<BR>По состоянию на начало декабря Горбанк эмитировал около 14.000 карт. Его специалисты прогнозируют, что в 1998 году число выпущенных карт увеличится на 30-40%.<BR>Владельцами пластиковых карт Neste являются около 3000 частных клиентов и около 2000 - корпоративных.<BR>Помимо Горбанка и Neste эмитентом пластиковых карт является, в частности, компания "Велиор", также отмечающая тенденцию к увеличению числа пользователей карт.<BR>Компания "Прага" расчет за топливо по пластиковым картам планирует ввести в 1998 году.<BR><BR><B>Нюансы</B><BR>Владельцу пластиковой карты необходимо перевести на счет какую-либо сумму - не менее установленного минимума. На Neste этот минимум составляет 500.000 рублей. Горбанк установил неснижаемый остаток в 50.000 рублей. По словам начальника электронных карт Горбанка Игоря Аношина, эта сумма - себестоимость карты.<BR>Обычно расчет за топливо на АЗС происходит по цене, установленной на текущий день. Петербургские эмитенты пластиковых карт не предоставляют своим клиентам скидок при приобретении топлива, зато активно расширяют сферу их применения. Обычно это автосервис, магазины, кафе, с которыми компания-эмитент заключает договоры. <BR>По данным "ДП", Горбанк в декабре 1997 года планирует запустить проект использования своих карт в стоматологических поликлиниках.<BR>Ориентация на частного водителя заставляет эмитентов пластиковых карт применять шире рекламу.<BR>Эмитенты пластиковых карт обычно заявляют, что их продукт также удобен для предприятий. Карта дает возможность легко контролировать, когда, где и сколько было закуплено топлива, что существенно облегчает работу бухгалтерии.<BR><BR>Neste ввело систему пластиковых карт в апреле 1994 года. Аппаратное и программное обеспечение поставлены из Финляндии (см. "ДП" №15(88) от 3 марта 1995 года). <BR>Проект "бензиновой" карты Петербургского городского банка стартовал в июле 1995 года. <BR>Разработку программного обеспечения и установку оборудования произвела фирма "ЭЛСИ" - она же устанавливала систему магнитных карт в метро - (см. "ДП" №22(191) от 29 марта 1996 года).(Т.Г.)