Консультанты ищут ключ к загадочной душе руководителей

Немногие консультанты могут похвастаться реализацией своих предложений.

<BR>Немногие консультанты могут похвастаться реализацией своих предложений.<BR>Дело не только в том, что в этой сфере работают разные люди по уровню подготовки и некоторые идеи, может быть, вовсе не нужно реализовывать. "Руководители хотят учиться и тратят на это деньги. Вроде бы все понимают, но на практике полученные знания никак не хотят применять", - недоумевает Аркадий Пригожин, президент Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (Москва).<BR>Участники конференции "Управление в России" высказали немало претензий к западным консультантам.<BR>"В 1992 году на КАМАЗ приехала группа иностранных консультантов одной из ведущих компаний мира. Наговорили много умных вещей. Но комплексно взглянуть на проблему не смогли. Предложили реструктуризацию производства. Их спросили, как решить социальный конфликт, который неизбежно возникнет в результате этой реструктуризации. Они ответили, что этим в их компании занимаются другие специалисты, и уехали. Этим обращения руководства завода к иностранцам закончились", - сказал Игорь Савельев, ведущий исследователь отдела инжиниринга АО "КАМАЗ" (Набережные Челны).<BR>ВсЈ же иностранные консультанты в Россию приезжают, и некоторые из них, вероятно, приносят пользу. "Нельзя усреднять уровень зарубежных экспертов по управлению. Они очень разные. Есть профессионалы, есть и очень слабые специалисты. Но почти все они хорошо умеют подать свои идеи, увлечь ими руководителей", - говорит Татьяна Ковалева, заместитель директора программы "Российская инициатива частного предпринимательства" Центра гражданских инициатив.<BR><BR>Fast и food<BR>Для того чтобы директора российских предприятий имели возможность перенимать западный опыт и осваивать азы науки управления, генеральный директор консалтинговой группы "БИГ" Вячеслав Кондратьев предложил использовать трафаретные техники постановки регулярного менеджмента. "Руководителям нужно предлагать органайзеры, составленные по принципу "делай так". Этот способ обучения получил название fast food", - сказал он.<BR>Технология обучения по принципу работы "Макдональдса" не получила признания у других консультантов. "Чем больше fast, тем меньше food. Слишком много тиражирования. Это может повредить предприятиям. Нужен индивидуальный подход", - сказал Аркадий Пригожин.<BR><BR><B>Разрушение иллюзий</B><BR>Если руководители с трудом поддаются обучению, то специалисты по управлению делают упор на диагностику состояния предприятия. "Одна из главных задач консультантов - разрушение иллюзий руководителя", - говорит Дмитрий Сироткин, консультант ИКФ "Альт".<BR>"Альт" использует тактику постепенного прививания методов управления. "В процессе выполнения маркетингового исследования по заказу предприятия мы устанавливаем прямой контакт руководителя предприятия-заказчика с потребителем. Как правило, директор получает искаженную информацию об отношении покупателей к продукции его компании и при прямом контакте узнает много нового для себя", - говорит Ольга Менахина, консультант ИКФ.(Д.Ж.)