Культуре нужна не помощь, а менеджмент

Деятели петербургской культуры в конце про-шлой недели принимали важных столичных гостей. Государственный Эрмитаж посетил глава ОНЭКСИМ Банка Владимир Потанин, с представителями петербургской художественной интеллигенции встретился спикер Госдумы Геннадий

<BR>Деятели петербургской культуры в конце про-шлой недели принимали важных столичных гостей. Государственный Эрмитаж посетил глава ОНЭКСИМ Банка Владимир Потанин, с представителями петербургской художественной интеллигенции встретился спикер Госдумы Геннадий Селезнев. Эти два визита имели совершенно различные поводы и были очень непохожи друг на друга. Однако их объединяла главная тема - финансирование петербургских учреждений культуры. <BR><BR>ВИЗИТЫ ЯРКО ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ, что в Петербурге представлены два диаметрально противоположных взгляда на эту проблему. Отнюдь не уникальная для России дилемма постепенно явочным порядком решается в пользу американского пути - минимум средств из государственной казны. Представители петербургской творческой интеллигенции справедливо отмечали, что в трудных экономических условиях государство не имеет права игнорировать проблемы культуры. Деятели культуры едины во мнении, что государство должно по крайней мере стимулировать спонсоров и жертвователей на культурные нужды. Мнения культурной элиты расходятся по другому вопросу: одни считают, что учреждения культуры должны по мере возможности сами зарабатывать деньги, другие уверены, что нужно стиснуть зубы и терпеть в ожидании принятия хороших законопроектов. <BR><BR>КУЛЬТУРЫ В ПЕТЕРБУРГЕ ДОСТАТОЧНО, если понимать под этим термином сложившийся уровень культурных запросов населения, платежеспособный спрос и соответствующие возможности его удовлетворения. <BR>Рост "потребления культурных ценностей" в общенациональном масштабе - в большей степени не культурная, а экономическая задача. Подъем уровня культурных запросов населения - вопрос не вообще культуры, а конкретно просвещения.<BR><BR>ПРОСВЕЩЕНИЯ НЕ ХВАТАЕТ. Бедственное положение общеобразовательных школ, библиотек, памятников, просветительских обществ, развитие культуры и образования в бедной российской глубинке - огромные проблемы, которые не могут быть разрешены без бюджетных средств и региональной политики и специальных государственных программ. <BR><BR>БЕССМЫСЛЕННО ФИНАНСИРОВАТЬ АБСТРАКТНУЮ КУЛЬТУРУ, а также те ее учреждения, которые традиционно привлекают массы посетителей. Учреждениям культуры нужна поддержка не столько деньгами, сколько обучением персонала, в первую очередь менеджеров. Слишком много слез пролито по поводу упадка культуры в Петербурге, однако никто пока не подсчитал, сколько денег не заработал тот или иной музей, концертная площадка, кинотеатр, неумело предлагая людям свои услуги. Сегодня, когда в городе появились финансово благополучные музеи, концертные залы и кинотеатры, стало совершенно очевидно: радости культурного досуга нужно продвигать на рынок, нужно уметь их упаковывать и продавать, как бы это последнее слово ни коробило нежный слух рафинированных культурологов.<BR><BR>НУЖНО АДРЕСНО ПОМОГАТЬ ПРОСВЕЩЕНИЮ, отделив его от культуры. Финансирование просвещения - национальная задача номер один, финансирование культуры (в смысле искусства) - номер предпоследний. Смешение этих разных в государственном смысле понятий снова приведет к коллективным походам "всем колхозом" в театр и к появлению в стране нищих заслуженных артистов. <BR> "Талант не пробьется сам, - в сердцах сказал как-то известный петербургский кинорежиссер, - это серость пробьется везде без посторонней помощи". Многоопытный режиссер прав. Но есть и другая правда. Ни государство, ни специальные фонды не в состоянии поддержать все таланты. Кого-то поддержит спонсор или меценат, отдавая свои деньги, руководствуясь своим вкусом. Но кого должен поддерживать чиновник? Восходящую звезду эстрады? Талант - дело вкуса, а усредненного "народного" вкуса не бывает. Зато бывает взятка чиновнику. <BR>Культура в Петербурге, слава Богу, не в том состоянии, чтобы по доброте душевной "оскорблять ее жалостью". От таланта, тем более от талантливого менеджера, который решил работать в сфере культуры, общество вправе ожидать самостоятельности и проявления пробивных способностей. Именно он изменит обстановку на российском культурном фронте. Именно он сделает так, чтобы при слове "культура" ничья рука не потянулась за мелочью. <BR><B>редакция</B>